Методика
«Зелёная дверца»
Первый в России Зелёный дом Ф.Дольто


Открытый 6 января 1979 года в Париже Франсуазой Дольто, вместе с группой её единомышленников, Зелёный дом для детей от 0 до 3-х лет и их родителей оказался настолько популярным, что его идею подхватили специалисты не только во Франции, но и педагоги, психологи, психотерапевты всего мира и, прежде всего, дети и родители. В 90-е годы, за 25 лет, прошедших со дня открытия первого Зелёного дома во Франции, подобные дома были открыты в Бельгии, Канаде, Швейцарии, Италии, Японии, Польше и других странах.

Первая команда «Зелёной дверцы» читала работы Ф.Дольто в 1995 году, только разыскивая их на французском языке и делая свои переводы, вникая в каждую мысль автора, размышляя над ней и формулируя свой проект — «Зелёную дверцу», прежде всего, как место ранней социализации, о которой в 90-е годы было мало известно даже профессионалам. Коллеги из женевского «Зелёного дома», друг и коллега Ф.Дольто Вилли Барраль помогали нам проникнуть в замысел Ф.Дольто, почувствовать дух Зелёного дома.
В 1995 году открылся первый Зелёный дом и в России, в Москве – «Зелёная дверца»*
* С 1998 по 2018 годы также просуществовал Зелёный Остров, открытый нашими коллегами в Санкт-Петербурге
В основу проекта «Зелёная дверца» были положены следующие принципы:
  • 1
    Уважение к ребёнку любого возраста, как к полноценной личности
    «В каждом ребёнке живет потребность отношения других к нему как ко взрослому. Значит он ждёт, чтобы по отношению к нему и вели себя так же, как по отношению к взрослому, и уважали бы так же. И в этом ребёнок прав».
  • 2
    Принцип самостоятельности
    Все что ребёнок уже в состоянии сделать сам, он делает сам. В «Зелёной дверце» ребёнок сам выбирает, чем он будет заниматься. Кататься на машинке, скатываться с горки или стоять рядом с мамой и смотреть на других детей. Его ритм и выбор учитывается прежде всего.
  • 3
    Принцип правды
    Любая ложь разрушительна. Она особенно травматична для ребёнка. Атмосфера лжи всегда приводит к неврозам. «Язык правды спасителен, но труден, потому что приходится смиренно принимать себя таким, как есть, обращаться в себе к самому главному, но при этом не гордиться собой».
  • 4
    Принцип принятия
    Каждый человек уникален, и этим он прежде всего ценен. В "Зеленой дверце" мы можем иметь разные точки зрения, но это не мешает нам уважать друг друга и доброжелательно выслушивать . Только в атмосфере принятия малыш сможет узнать себя и принять таким какой он есть, найти свое место в мире.
  • 5
    Принцип Закона
    Эмоциональную безопасность посетителям и принимающим обеспечивают немногочисленные правила, о которых сразу сообщают и малышу, и взрослому, когда с ними знакомятся и знакомят с пространством «Зеленой дверцы». Правила поддерживают все без исключения. Это позволяет структурировать пространство и отношения между посетителями.