Методика
Зелёный Дом Ф.Дольто
О концепции Зелёного Дома Ф.Дольто
"Зелёный дом" Франсуазы Дольто — итог её теоретической и практической деятельности. Итог размышлений и наблюдений всей её жизни.
Диалог с ребёнком
Ф.Дольто считала, что у детей до трёх лет — всё язык: и плач, и выражение лица, и выбранная игрушка и игра с ней, даже синяки и шишки, рвота и другие «слова», сказанные телом.
Зелёный дом — это, прежде всего, то место, где взрослые учатся слышать эти «слова», ещё не говорящих детей. Если этого не происходит, именно в этом возрасте возникает то взаимонепонимание между детьми и взрослыми, говорящими на разных языках, которое на протяжении веков отчуждало детей и взрослых друг от друга и становилось источником не только семейных драм, но и серьёзных психосоматических и психических заболеваний.

Ф. Дольто отмечала, что слово, обращенное к ребёнку всегда должно быть правдиво. Любая ложь и та, что нам кажется во спасение — прямой путь к неврозу. Дети всегда чувствуют, что творится в доме, а исключение их из обсуждения того, что их напрямую касается, всегда вызывает у ребёнка невротизирующую тревогу. В то время как даже один правдивый, уважительный разговор может изменить жизнь человека и маленького, и большого. Зелёный дом Ф. Дольто — место правдивого слова.
Социальное пространство Зелёного дома задумывалось именно для того, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки увидели воочию, как нуждаются в диалоге самые маленькие, чтобы быть услышанными и понятыми.
Ф.Дольто предостерегала любящих родителей от того, чтобы, укрывшись волшебным словом «люблю», они не освобождали себя от пытливой работы мысли, необходимой для понимания чувств и мыслей даже только что родившегося ребёнка.
Уважение к личности
Ф.Дольто напоминала родителям, что если мы, взрослые, будем подменять уважение к личности ребёнка умилением перед ним, то не заметим, как нетерпеливая беспечность детства пройдёт, и настанет пора нашим детям брать на себя ответственность, к которой они могут оказаться не готовыми.
Она отмечала, что охраняя детей в первые годы жизни от контактов с другими людьми и предметами окружающего мира, ребёнка лишают возможности накапливать опыт ощущений и воображения. Стремление защитить малыша, ограничивая его автономию – иллюзорно. Настоящим иммунитетом против опасностей, угрожающих психической цельности ребёнка, может быть только опыт риска, например, риска изучения незнакомого пространства.
О запретах
Важную роль в развитии личности малыша играет отношение родителей к запретам. Введение необходимых запретов должно быть объяснено ребёнку доступными словами и касаться того, что является запретным не только для ребёнка, но и для взрослых, так как представляет опасность в силу природы вещей или отсутствия сноровки, а не потому, что просто запретили. Это помогает усвоить реальность опасностей и их причины. В противном случае ребёнок будет думать, что вся опасность для него сводится лишь к наказанию, что не может быть основой для выстраивания здоровых детско-родительских отношений. Поэтому в Зелёном доме существуют правила для всех, правила, смысл которых объяснён и понятен малышу. Правила, которые приглашают к разговору и вокруг которых происходят важные для ребёнка события.
Пространство для открытия себя
Пространство свободного общения, свободной игры, общих правил было простроено в Зелёном доме так, чтобы каждый ребёнок мог найти то, что более всего его привлекает и смог самостоятельно реализовать задуманное. Чтобы мог выразить себя языком спонтанной игры, быть услышанным и понятым взрослыми. Эта встреча в новом пространстве, новом опыте общения позволяет ребёнку открыть для себя своё желание и не путать его с желанием другого.
В Зелёном доме создаются те условия, которые открывают ребёнку путь к пониманию самого себя и своего места в мире, в мире, где может быть хорошо и тебе, и другому, где каждый также важен как и ты.
Кто такие принимающие?
Атмосферу в Зелёном доме, по замыслу Ф. Дольто, создают Принимающие. Принимающие в Зелёном доме — это те, кто слушают обращенное к ним слово и малышей, говорящих на довербальном и вербальном языке, и их родителей. Принимающие — это те, кто поддерживает словом тех родителей, которые нуждаются в поддержке в их столь трудной новой роли мамы и папы, окруженных со всех сторон тревогами совершения ошибок воспитания.
Принимающие — это команда специалистов (педагогов, психологов, педиатров, психотерапевтов и социальных работников) , принимающих посетителей по трое; в каждый рабочий день недели встречают детей и родителей разные тройки специалистов. Эта идея Дольто позволяет родителям иметь возможность общаться с разными людьми и избежать таким образом одного давлеющего мнения, делать выбор, полагаясь на своё мнение и принимая на себя ответственность за жизнь своей семьи. В тоже время дети имеют возможность познакомиться с различными людьми: молодыми и пожилыми, разговорчивыми и немногословными, громкими и сдержанными и т.п.

Зелёный дом неукоснительно соблюдает принцип анонимности и доступности. Зелёный дом не оказывает услуги, он является местом общения доступным всем, где нет обслуживающего персонала, а есть специалисты, которые помогают и детям, и родителям найти ответы на тревожащие их вопросы.

Только тогда Зелёный дом становится местом профилактики социальных драм, местом для всех, местом где хорошо мне и другому, местом свободного развития свободной личности.
«Помогать детям и родителям понять себя, — вот, что меня интересовало… меня привлекала работа не с пациентами психиатрических клиник, а в гуще жизни, то есть педиатрия, ориентированная на трудности характера, на психоэмоциональные, семейные или социальные проблемы…»

Француаза Дольто
И результатом этой работы и возник в январе 1979 года Зелёный дом, который лишает нас привычных стереотипов, однобокого восприятия детства, позволяя увидеть многомерность мира ребёнка, его сложность и неоднозначность.