методика
Ранняя социализация и подготовка к детсаду
Чаще всего, когда речь идет о ранней социализации малышей, подразумевается их адаптация в детском саду, со всеми её сложностями и для семьи, и для детского сада
Детский клуб «Зелёная дверца» – промежуточное звено между домом, уникальным местом семейных взаимосвязей, в котором ребёнок постигает основы человеческих отношений в безопасной атмосфере матери и других членов семьи, – и социальным пространством детского сада, в которое он входит один для того, чтобы развивать полученные в семье навыки безопасных отношений с другими людьми, с которыми он будет открывать более широкий мир людей и вещей.

Француаза Дольто с детьми
Ф. Дольто, французский педиатр и психоаналитик, изучавшая всю свою творческую жизнь как телесные, так и психические недуги детей раннего возраста, пришла к выводу, что резкий, никак не подготовленный переход ребёнка от семейного уникального уклада жизни к социальному укладу в детском саду достаточно часто является травматичным для ребёнка, да и для матери и семьи в целом тоже.

Эти наблюдения педиатра-практика, в тоже время автора всемирно известной теории Бессознательного образа тела, привели её к идее создания промежуточного социокультурного пространства между семьёй и детсадом, где ребёнок в присутствии матери получил бы первые навыки межличностного общения с другими людьми, жизненно необходимые для последующей мягкой адаптации к детскому дошкольному учреждению (ДДУ).
«Зелёная дверца», воплощая идею Ф.Дольто, создаёт подобный мостик между семьёй и детским садом, готовя ребёнка к спокойному поступлению в детское дошкольное учреждение.
Структура пространства, специалисты, наличие определённых правил, необходимых там, где организуется жизнь людей, объединённых общими интересами – всё это модель того человеческого взаимодействия в обществе, которое постигает, открывающий мир ребёнок. Здесь малыш ищет себя как уникальную личность, действующую среди других людей, осваивает возможность словесного общения для познания себя, других людей, мира в целом, то есть открывает в себе человека как социальное существо.
В чем задача семьи на первом этапе социализации?
Именно в том, чтобы создать условия, в которых ребёнок сможет развиваться как существо говорящее, выстраивающее отношения с другими людьми и осознающее мир, благодаря этим взаимоотношениям.

Суть в том, что процесс социализации вовсе не противостоит развитию уникальной личности, а, напротив – в процессе социализации и формируется неповторимая индивидуальность.

Именно в семье, прежде всего, с матерью с первого мгновения появления ребёнка на свет начинают выстраиваться его взаимоотношения с другим человеком. Мать, отец, другие члены семьи – те люди, благодаря которым ребёнок познаёт мир людей и вещей. Познаёт их согласно своей человеческой природе, т.е. подражая тому, как это делают окружающие его люди.

Первый год жизни ребёнка – это освоение им основных человеческих особенностей – умение говорить и двигаться на двух ногах, высвободив руки, уникальный тончайший инструмент познания мира человеком. Для этого ему необходимо пространство, где он естественным образом учится владеть своим телом. Узнаёт границы своих возможностей и в буквальном смысле встаёт на ноги. Стремится к самостоятельной двигательной активности.

Не менее важно развитие речи малыша с первого его крика, как развитие диалога между словесной речью матери и пока ещё несловесным, но ответом младенца.

Пространство «Зелёной дверцы» это то помогающее место, где родители и дети имеют возможность открыть для себя важность такого диалога. И это важнейшая задача ранней социализации, которая решается именно в семье.
В «Зелёной дверце» отношения родителей к их ребёнку изменяются, как только взрослые начинают замечать, что даже двухнедельный малыш понимает направленную к нему речь, что он реагирует на слова, касающиеся его проблем и его истории. И тогда мамы становятся более внимательными к экспрессивным знакам, которыми ребёнок отзывается на происходящее вокруг.

Общение матери со своим ребёнком в обществе других детей, таких же мам и специалистов очень важно для развития: такая среда позволяет матери быть более внимательной к выразительному языку поведения, игры, повторяемых слов своего малыша, помогая ему безопасно выражать себя. В то же время дети также чувствуют уважительное внимание к тому, что случается вокруг них. Многие родители свидетельствуют о произошедших захватывающих изменениях: меньше напряжённости в отношениях, лучшая связь, большая гармония в семейных и социальных отношениях. Так «Зелёная дверца» поддерживает родителей в решении этой важнейшей задачи ранней социализации в семье.

«Зелёная дверца», как промежуточное пространство между семьёй и детским дошкольным учреждением, необходима, прежде всего, потому, что она позволяет сделать первый опыт широких социальных отношений положительным, стимулирует доброжелательное отношение к миру. Потому что первые шаги в общество ребёнок делает в атмосфере безопасности, создаваемой присутствием матери или другого близкого взрослого, которому он доверяет. В их присутствии ребёнок раннего возраста скорее идёт на риск контакта с другими детьми его возраста.

В свою очередь, это позволит ему строить межличностные отношения, необходимые для его нормального психического развития, и в настоящем, и в будущем.

Современные отечественные и зарубежные исследования всё больше и больше подчеркивают важность межличностных отношений для нормального психического развития, обращают внимание на то, что замкнутые детско-родительские отношения, которые не сопровождаются более широкими контактами с другими детьми и взрослыми, могут привести к нарушениям общения и даже к глубоким конфликтам.
Почему дети, прошедшие посещение «Зелёной дверцы», успешно адаптируются к детскому саду?
Потому что «Зелёная дверца» позволяет не только ребёнку почувствовать свою отдельность, как человека со своими чувствами и желаниями, но и маме разрешить своему малышу быть отдельной личностью, осознавать границы свои и ребёнка. Это очень нелёгкий процесс перехода от диады Мы к новому этапу развития Я и Ты. «Зелёная дверца» позволяет родителям обдумать свои отношения с ребёнком, членами семьи и окружением, способствуя гармонизации отношений в семье.
«Зелёная дверца», как место ранней социализации, позволяет предупреждать психосоматические проблемы, связанные с нарушением межличностных взаимоотношений, такие как бессонница, потеря аппетита, речевые трудности, стрессы, кишечные и кожные расстройства и т.п., на которые остро реагируют малыши. Подобные проблемы могут быть связаны с неподготовленным разделением ребёнка с матерью или наличием внутрисемейных конфликтов. В «Зелёной дверце» подобные конфликты могут быть осмыслены и, по желанию родителей, обсуждены. В результате травмирующие последствия конфликтов могут быть преодолены и не станут препятствием в дальнейшем развитии ребёнка.
Таким образом, детский клуб «Зелёная дверца» помогает родителям и ребёнку преодолеть трудности, которые связаны с необходимостью осуществления успешной ранней социализации ребёнка в семье. Именно, успешная ранняя социализация обеспечивает необходимые условия развития малыша, как уникального индивида, с первых моментов жизни осознающего мир, как доброжелательный, принимающий его таким, какой он есть. И, в тоже время, открывающий ему правила и законы безопасного взаимодействия с другими людьми для бесконечного познания нового, открывающегося ему мира.
  • Метро рядом
    Юго-Восточная, Выхино, Кузьминки, Рязанский проспект, Окская, Лермонтовский проспект, Косино, Новогиреево, Стахановская, Жулебино
  • Улицы рядом
    Ферганская, Сормовская, Ташкентская, Самаркандский бульвар, Рязанский проспект, Волгоградский проспект, ул. Академика Скрябина
  • Районы
    Выхино-Жулебино, Кузьминки, Рязанский, Косино-Ухтомский, Вешняки, Нижегородский, Новокосино, Люблино, Некрасовка, г.Люберцы