Дети мира нежные загадки и в самих загадках кроется ответ. Марина Цветаева
В «Зеленой дверце» прошла пятая встреча ежемесячного цикла «Мы и наши дети»: Младенчество.
16 марта в зеленой дверце проходила встреча посвященная младенчеству. Сегодня я хочу поделиться своим впечатлением об этой встрече. Каждая встреча нашего цикла былаособенной. Ведь каждая ее тема обладала своим лицом, отражающим наше отношение к той или иной теме. Зарождение семьи, Ожидание ребенка, Рождение человека - ни одна тема не оставляла участников встречи равнодушными.
Говоря о впечатлении, которое оставил во мне семинар, посвященный младенчеству, в первую очередь, хочу сказать, что он был эмоциональным. Ведь говорили о своем опыте, размышлениях, который это опыт вызывал в каждом из нас, ведь речь шла о самом начале жизни человека, о первых шагах ребенка, которые он сделает, постигая себя и мир. Говорили и о первых шагах родительства, которые приходят к человеку с рождением первенца. Даже, когда встречаешься лицом к лицу со вторым ребенком, или неважно каким по счету, это всегда новое знакомство, это всегда новый путь.
Младенчество - новый путь длиной в год. В это время происходит столько важнейших событий! Это необыкновенное время и стоит, и летит с невероятной скоростью. Младенчество – период, за который новорожденный ребенок, не имеющий возможности держать головку, не фиксирующий взгляда, собственно, различающий только свет и тьму, не координирующий свои хаотичные движения, вздрагивающий от любого громкого звука, к концу года сможет не только крепко держать головку, переворачиваться, сидеть, но и вставать, и, наконец, ходить.
Крики младенца, так тревожащие начинающих свой родительский путь маму и папу, постепенно начнут переходить в членораздельные звуки, слоги, сопровождаемыми явно осмысленными жестами и, наконец, первыми двусложными словами, вводящими младенца в понятную всем вербальную речь.
Конечно, наше погружение, в столь волнующий период развития малыша, не могло не быть эмоциональным. Ведь в этот период родителей невольно охватывает тревога, особенно родителей первенца. Появившийся на свет реальный ребенок резко отличается от ожидаемого воображаемого ребенка. Ф. Дольто отмечала, что « ребенок никогда не подстраивает себя под того или под ту, каким или какой его родители видели в мечтах. Его жизнь никто и никогда не сможет упаковать в какую бы то ни было программу, заранее составленную родителями». И вот эту-то тревогу родителей улавливают младенцы.
Говоря о появление на свет малыша, мы конечно, говорили о том, что жизнь семьи в это время резко меняется. К сожалению, не редко отношения между супругами меняются в худшую сторону, вплоть до разрыва. Ф. Дольто писала: «Такое случается, если один из супругов начинает болезненно реагировать на изменившееся к нему отношение партнера или, более того, на отношение партнера к ребенку». Она подчеркивала, что уже эти младенческие впечатления окажут определенное воздействие на только что родившихся мальчике или девочке, когда придет время им самим стать матерью или отцом. Напутствуя родителей, Дольто отмечала, что мамы и папы не должны забывать о том, что, прежде всего, они пара, муж и жена. Ребенку легче встроится в семью, понять свое место в ней тогда, когда каждый член семьи находится на своем месте. Вырастая в семье, где ребенок видит не только мать, малыши впитывают эти отношения, учатся выстраивать внутрисемейные связи. Поэтому роли отца в жизни семьи и на этой встрече, посвященной младенчеству, было уделено значительное место.
Говоря о родительской тревоге, о гамме чувств, связанных с этим начальным периодом жизни человека, все время присутствовала еще одна тема, которая, как почувствовала я – тема тайны, загадки, окутывающая все, о чем мы говорили. Эта тема присутствовало «по ту сторону разговора». Она прокралась в тот раздаточный материал, который мы готовили для участников этой встречи. «Дети мира, нежные загадки, и в самих загадках кроится ответ». Это слова Марины Цветаевой. А вот слова Януша Корчака: «Ребенок текст, который вопрошает.Текст, написанный иероглифами, которые надо расшифровать».
Как любить ребенка? Как расшифровать его уникальный текст, обращенный к нам? Наш разговор о младенчестве убедил нас еще раз, что нет однозначного ответа, и не может его быть. Каждый человек уникален. И это не фигура речи, это генетический факт. Каждый родитель с каждым ребенком открывает новые неповторимые краски жизни, которые привносит в нашу жизнь новый человек.
Как же непросто, но как восхитительно познавать, творить, любить, открывать новую жизнь, требующую от нас поиска ответов на ее загадкии радость сотрудничества в этом совместном деле. Воспитывая нового только что родившегося человека, мы ищем ответа на важнейшие вопросы, которые нам задает жизнь, ищем вместе: мы и наши дети. Все мы призваны в эту жизнь, чтобы сотрудничать на нашем совместном пути. Только слушая, обогащая друг друга, человек может стать тем, кем он родился и вписать свой неповторимый узор в картину по имени жизнь человеческая.
Младенчество, то важнейшее время, в которое и происходит становление человека. Младенчество - время освоения новорожденным возможности говорить и в буквальном смысле стать на ноги. И человек это может сделать, только открыв глаза и сердце к окружающим его людям. Конечно, в первую очередь, к маме и папе, но появление речи открывает для человеческого существа не только узкий семейный круг. Речь открывает ему путь к общечеловеческой культуре, к сотрудничеству, ведущему его к самореализации, возможной только через взаимодействие с другими людьми.
Затронув тему важности расширения общения младенца за семейные границы, мы не могли не коснуться отношения родителей к ранней социализации. Часто под ранней социализацией родители подразумевают раннее посещение детьми ДОО. Ф. Дольто, говоря о ранней социализации, основав в 1979 году со своими коллегами в Париже первый в мире Центр ранней социализации Зеленый дом, подчеркивала важность широкого общения детей от рождения до трех лет для их полноценного физического, психического и социального развития, особенно развития речи, утверждая, что ранняя первичная социализация, так необходимая для развития малышей, дело как раз семейное.
Младенец, безусловно,нуждается в постоянном присутствии матери, но так же и в удовлетворении своей не менее важной потребности в общении, позволяющей ему продуктивно осваивать владение вербальной речью. Если мама не испытывает чувство ревности или покинутости, когда малыш приветствует радостными криками, жестами, улыбками приход отца и других членов семьи, малыш попадает в условия речевого поведения, позволяющие ему принять присутствие любого человека, с которым мать поддерживает хорошие отношения, и с которым он сам развивает возможности, открытые в коммуникации с матерью или отцом. Расширяя круг общения малыша, мать стимулирует речевое развитие ребенка. Зеленый дом Ф.Дольто и наша « Зеленая дверца» позволяет не только создавать более богатую речевую среду для младенца, но и позволяет маме не чувствовать себя один на один с ребенком. Здесь мама имеет возможность отдохнуть, пообщаться с такими же мамами, папами, принимающими специалистами. Это эмоционально безопасное пространство общение позволяет подготовить ребенка и к безболезненному переходу от семейного уклада жизни к посещению ДОО, новой ступеньке социализации и образования.
Три часа пролетели. Не все поставленные вопросы мы успели обсудить. В заключение хочу привести слова Ф. Дольто о загадке жизни, сказанные ей в завершении своей главной теоретической работы - «Бессознательный образ тела». «Загадка нашей жизни — всех и каждого — в отношениях через наше тело с телами других, через язык с другими говорящими субъектами, через опосредования самых сущностных вещей, посредством самых тончайших взглядов и звуков. … Желание, которое хочет настроенности на другого, через неуловимую гармонию любви. Загадка «Я-Мы» остается из поколения в поколение, в то время как я, ты, другие умирают. И язык есть загадка, которая при том, что мы отделены друг от друга, нас соединяет помимо...поверх...посредством чего? В ком? …
В «Зеленой дверце» прошла пятая встреча ежемесячного цикла «Мы и наши дети»: Младенчество.
16 марта в зеленой дверце проходила встреча посвященная младенчеству. Сегодня я хочу поделиться своим впечатлением об этой встрече. Каждая встреча нашего цикла былаособенной. Ведь каждая ее тема обладала своим лицом, отражающим наше отношение к той или иной теме. Зарождение семьи, Ожидание ребенка, Рождение человека - ни одна тема не оставляла участников встречи равнодушными.
Говоря о впечатлении, которое оставил во мне семинар, посвященный младенчеству, в первую очередь, хочу сказать, что он был эмоциональным. Ведь говорили о своем опыте, размышлениях, который это опыт вызывал в каждом из нас, ведь речь шла о самом начале жизни человека, о первых шагах ребенка, которые он сделает, постигая себя и мир. Говорили и о первых шагах родительства, которые приходят к человеку с рождением первенца. Даже, когда встречаешься лицом к лицу со вторым ребенком, или неважно каким по счету, это всегда новое знакомство, это всегда новый путь.
Младенчество - новый путь длиной в год. В это время происходит столько важнейших событий! Это необыкновенное время и стоит, и летит с невероятной скоростью. Младенчество – период, за который новорожденный ребенок, не имеющий возможности держать головку, не фиксирующий взгляда, собственно, различающий только свет и тьму, не координирующий свои хаотичные движения, вздрагивающий от любого громкого звука, к концу года сможет не только крепко держать головку, переворачиваться, сидеть, но и вставать, и, наконец, ходить.
Крики младенца, так тревожащие начинающих свой родительский путь маму и папу, постепенно начнут переходить в членораздельные звуки, слоги, сопровождаемыми явно осмысленными жестами и, наконец, первыми двусложными словами, вводящими младенца в понятную всем вербальную речь.
Конечно, наше погружение, в столь волнующий период развития малыша, не могло не быть эмоциональным. Ведь в этот период родителей невольно охватывает тревога, особенно родителей первенца. Появившийся на свет реальный ребенок резко отличается от ожидаемого воображаемого ребенка. Ф. Дольто отмечала, что « ребенок никогда не подстраивает себя под того или под ту, каким или какой его родители видели в мечтах. Его жизнь никто и никогда не сможет упаковать в какую бы то ни было программу, заранее составленную родителями». И вот эту-то тревогу родителей улавливают младенцы.
Говоря о появление на свет малыша, мы конечно, говорили о том, что жизнь семьи в это время резко меняется. К сожалению, не редко отношения между супругами меняются в худшую сторону, вплоть до разрыва. Ф. Дольто писала: «Такое случается, если один из супругов начинает болезненно реагировать на изменившееся к нему отношение партнера или, более того, на отношение партнера к ребенку». Она подчеркивала, что уже эти младенческие впечатления окажут определенное воздействие на только что родившихся мальчике или девочке, когда придет время им самим стать матерью или отцом. Напутствуя родителей, Дольто отмечала, что мамы и папы не должны забывать о том, что, прежде всего, они пара, муж и жена. Ребенку легче встроится в семью, понять свое место в ней тогда, когда каждый член семьи находится на своем месте. Вырастая в семье, где ребенок видит не только мать, малыши впитывают эти отношения, учатся выстраивать внутрисемейные связи. Поэтому роли отца в жизни семьи и на этой встрече, посвященной младенчеству, было уделено значительное место.
Говоря о родительской тревоге, о гамме чувств, связанных с этим начальным периодом жизни человека, все время присутствовала еще одна тема, которая, как почувствовала я – тема тайны, загадки, окутывающая все, о чем мы говорили. Эта тема присутствовало «по ту сторону разговора». Она прокралась в тот раздаточный материал, который мы готовили для участников этой встречи. «Дети мира, нежные загадки, и в самих загадках кроится ответ». Это слова Марины Цветаевой. А вот слова Януша Корчака: «Ребенок текст, который вопрошает.Текст, написанный иероглифами, которые надо расшифровать».
Как любить ребенка? Как расшифровать его уникальный текст, обращенный к нам? Наш разговор о младенчестве убедил нас еще раз, что нет однозначного ответа, и не может его быть. Каждый человек уникален. И это не фигура речи, это генетический факт. Каждый родитель с каждым ребенком открывает новые неповторимые краски жизни, которые привносит в нашу жизнь новый человек.
Как же непросто, но как восхитительно познавать, творить, любить, открывать новую жизнь, требующую от нас поиска ответов на ее загадкии радость сотрудничества в этом совместном деле. Воспитывая нового только что родившегося человека, мы ищем ответа на важнейшие вопросы, которые нам задает жизнь, ищем вместе: мы и наши дети. Все мы призваны в эту жизнь, чтобы сотрудничать на нашем совместном пути. Только слушая, обогащая друг друга, человек может стать тем, кем он родился и вписать свой неповторимый узор в картину по имени жизнь человеческая.
Младенчество, то важнейшее время, в которое и происходит становление человека. Младенчество - время освоения новорожденным возможности говорить и в буквальном смысле стать на ноги. И человек это может сделать, только открыв глаза и сердце к окружающим его людям. Конечно, в первую очередь, к маме и папе, но появление речи открывает для человеческого существа не только узкий семейный круг. Речь открывает ему путь к общечеловеческой культуре, к сотрудничеству, ведущему его к самореализации, возможной только через взаимодействие с другими людьми.
Затронув тему важности расширения общения младенца за семейные границы, мы не могли не коснуться отношения родителей к ранней социализации. Часто под ранней социализацией родители подразумевают раннее посещение детьми ДОО. Ф. Дольто, говоря о ранней социализации, основав в 1979 году со своими коллегами в Париже первый в мире Центр ранней социализации Зеленый дом, подчеркивала важность широкого общения детей от рождения до трех лет для их полноценного физического, психического и социального развития, особенно развития речи, утверждая, что ранняя первичная социализация, так необходимая для развития малышей, дело как раз семейное.
Младенец, безусловно,нуждается в постоянном присутствии матери, но так же и в удовлетворении своей не менее важной потребности в общении, позволяющей ему продуктивно осваивать владение вербальной речью. Если мама не испытывает чувство ревности или покинутости, когда малыш приветствует радостными криками, жестами, улыбками приход отца и других членов семьи, малыш попадает в условия речевого поведения, позволяющие ему принять присутствие любого человека, с которым мать поддерживает хорошие отношения, и с которым он сам развивает возможности, открытые в коммуникации с матерью или отцом. Расширяя круг общения малыша, мать стимулирует речевое развитие ребенка. Зеленый дом Ф.Дольто и наша « Зеленая дверца» позволяет не только создавать более богатую речевую среду для младенца, но и позволяет маме не чувствовать себя один на один с ребенком. Здесь мама имеет возможность отдохнуть, пообщаться с такими же мамами, папами, принимающими специалистами. Это эмоционально безопасное пространство общение позволяет подготовить ребенка и к безболезненному переходу от семейного уклада жизни к посещению ДОО, новой ступеньке социализации и образования.
Три часа пролетели. Не все поставленные вопросы мы успели обсудить. В заключение хочу привести слова Ф. Дольто о загадке жизни, сказанные ей в завершении своей главной теоретической работы - «Бессознательный образ тела». «Загадка нашей жизни — всех и каждого — в отношениях через наше тело с телами других, через язык с другими говорящими субъектами, через опосредования самых сущностных вещей, посредством самых тончайших взглядов и звуков. … Желание, которое хочет настроенности на другого, через неуловимую гармонию любви. Загадка «Я-Мы» остается из поколения в поколение, в то время как я, ты, другие умирают. И язык есть загадка, которая при том, что мы отделены друг от друга, нас соединяет помимо...поверх...посредством чего? В ком? …

За каждым словом и знания, и опыт, и любовь.

Основательность и ответственность Вера в ребенка и открытая душа

Нежная забота И Спокойная мудрость

А все вместе - забота о друг о друге и наших детях, маленьких и больших.

У них так много важных вопросов, на которые мы и ищем ответы.
P.S. Для тех, кто хотел бы подробнее познакомиться с темами, которые рассматривались на встрече «Младенчество», предлагаю посмотреть наши предыдущие публикации:
Еще раз про любовь или чему нас учат наши дети: https://greendoor1995.ru/eshhe-raz-pro-lyubov-ili-chemu-nas-uchat-nashi-deti/
Диалог или желание говорить: https://greendoor1995.ru/dialog-ili-zhelanie-govorit/
Зеленая дверца – место ранней социализации: Я и другой: https://greendoor1995.ru/zelenaya-dvertsa-mesto-rannej-sotsializatsii-ya-i-drugoj/
Отлучение от груди – драма разделения или открытие новых возможностей познания: https://asi.org.ru/2017/09/15/otluchenie-ot-grudi/?ysclid=m8klwymc92600651476
P.S. Для тех, кто хотел бы подробнее познакомиться с темами, которые рассматривались на встрече «Младенчество», предлагаю посмотреть наши предыдущие публикации:
Еще раз про любовь или чему нас учат наши дети: https://greendoor1995.ru/eshhe-raz-pro-lyubov-ili-chemu-nas-uchat-nashi-deti/
Диалог или желание говорить: https://greendoor1995.ru/dialog-ili-zhelanie-govorit/
Зеленая дверца – место ранней социализации: Я и другой: https://greendoor1995.ru/zelenaya-dvertsa-mesto-rannej-sotsializatsii-ya-i-drugoj/
Отлучение от груди – драма разделения или открытие новых возможностей познания: https://asi.org.ru/2017/09/15/otluchenie-ot-grudi/?ysclid=m8klwymc92600651476