Да, ребёнок, которому предстоит родиться, от начала и до конца, помещён в колыбель языка, которая принимает его и в то же время заточает его.Ж. Лакан
Человек родился. Что может быть важнее этого события? Недаром, главный праздник в любой семье - празднование дней рождения.
Рождающийся ребенок, действительно, маленькое млекопитающее, которому еще предстоит стать представителем рода человеческого. Для этого он должен расстаться с плацентой и пуповиной, обеспечивающей его питанием и возможностью получать кислород.
Когда пуповина перерезана, легкие раскрылись, родившийся ребенок сделал свой первый вдох и издал свой первый крик - зов, представляя миру свой уникальный голос. Голос, исходящий из молчания его тела, позволяет и ему услышать самое себя. Голос малыша обозначил ему его место, говорящего человеческого существа, которое не сводится только к его телу.
«Голос, услышанный и произведенный, заставляет человека выйти из биологического тела, где ему назначено жить в пространстве и во времени и одновременно жить в языке. Голос в таком понимании расположен в промежутке биологического тела и тела языка, организующего наше социальное тело. Так что ни биологическое тело, ни языковое тело немыслимо без него, голоса, хотя он на самом деле не принадлежит ни тому, ни другому». Д. Васс.
Связь, устанавливаемая голосом между людьми, приходит на смену пуповинной кровной связи, и только благодаря голосу говорящий субъект постоянно связывается заново – с одной стороны, с частностью своего тела и своей крови, со своей историей, а с другой стороны – с универсальностью языка и говорящих субъектов, с человечеством.
Акт рождения языкового существа, является актом его прихода в мир, где новорожденного принимает семья, в которой он будет развивать свое физическое тело, чтобы осваивать окружающее его пространство, а также осваивать жизнь в родном языке, где он будет определять себя среди других людей и постигать создаваемую людьми всеобщую культуру.
Именно на семью ложится самая большая ответственность за создание необходимых условий для оптимального развития малыша. Это потом, появятся у семьи помощники в лице специалистов ДОО, школ и др. Но самое важное – встреча младенца с незнакомым миром – будет происходить в семье. В семье, в которой все ее члены в данный момент переживают, так же как и малыш, очень сильные чувства встречи с новой жизнью, новыми неизвестными ранее ситуациями. Ведь ждали, воображали, как все будет и… оказалось все не совсем так.
А как это важно, освободиться от ожиданий, и принять дарованное переплетением кровных уз неповторимое ваше дитя таким, какое оно есть! Без примеси оценочного взгляда (на кого больше похож, лысенький, а где же кудряшки…). Эти первые чувства, с которыми встречают новорожденного ребенка родные ему люди, младенец уже способен ощутить, и эти первые переживания новорожденного могут в дальнейшем поддержать его в принятии самого себя или же посеять сомнения в своей значимости. Ведь ребенок еще не знает кто он, и задача семьи помочь ему стать самим собой.
Но как? Конечно, каждая мама знает, как обеспечить уход за телом малыша, как заботиться о его первейших телесных потребностях, но с первым криком новорожденный возвестил о своей потребности в общении, языковом общении, несмотря на то, что так же, как не совершенно еще его тело, не совершенен и его речевой аппарат. А потребность в том, чтобы его понимали у новорожденного не меньшая, чем потребность в дыхании и питании.
А то, что голос младенца заявляет о его потребности в понимании, знает не каждая мама. Голос, который связывает человека с другим человеком, голос-зов новорожденного, в первую очередь, направлен к матери, роль которой, во введение появившегося на свет малыша в язык невозможно переоценить.
Родившись на свет, потеряв кровные узы с матерью, малыш стремится создать с ней языковую, символическую связь, позволяющую ему войти в общество людей и найти в нем свое уникальное место. Все девять месяцев своей жизни в утробе матери малыш готовился к тому, чтобы выйти на зов ее голоса, голоса своего отца и приобрести главное качество, присущее человеку – возможность жить в языке, постигая созданную человечеством культуру и творить ее самому.
Многие из нас придают первым голосовым звукам ребенка, особенно его крику, скорее значение выражения физического неблагополучия, чем за призыв к диалогу, слову, объяснившему малышу то, что ему важно понять.
Родившийся ребенок - не только объект ухода и заботы о его теле. Без внимания к его еще невербальным посланиям-ответам на наши действия, ребёнок становится скорее объектом непонятных ему насильственных манипуляций, т.к. направленные на него действия не предполагают ответа с его стороны.
Современная наука и практика тем временем показали, что новорожденный ребенок - личность, готовая к диалогу, понимающая вербальную речь взрослого, и отвечающая ему на своем дословесном языке. Настоящий диалог невозможен без слушания. Под слушанием мы понимаем двусторонний процесс, в случае с младенцами и детьми раннего возраста, мы понимаем возможность ребенком выразить себя и свой вопрос на дословесном языке, а взрослому быть готовым его услышать, не блокируя себя широко распространенным среди взрослых мнением, что ребенок (пока не говорит) ничего и не понимает.
Ф. Дольто настаивала на том, что все у не говорящего словами ребенка – язык. Мама говорит по телефону, а ребенок начинает нести ей игрушки, или отнимает телефон - отвлекись, поговори со мной; мама увлечена разговором с подругой – тогда ребенок может упасть, сильно ушибиться, чтобы она увидела его, пожалела, приласкала, прижала к себе, наконец, закончила разговор с подругой.
Введение ребенка в язык возможно лишь в том случае, когда в родившемся человеке с первой минуты его жизни видят говорящее существо, стремящееся к равноправному диалогу, даже когда он говорит с нами, взрослыми, на невербальном языке.
Когда речь идет о равноправном диалоге с младенцем, имеется в виду то, что самое важное в равноправном диалоге именно то, что взаимодействующие между собой люди всегда готовы доброжелательно выслушать собеседника и с полным уважением к нему отвечать на его речь, выраженную или вербально или, как это происходит с малышами, невербально. Ребенок ждет вербального ответа на его невербальную речь, т.е. нашей ответственности перед его желанием войти в общечеловеческий язык и общечеловеческую культуру, созданную людьми.
Ребенок – посланец будущего. Он знает то, что не знают о нем не только другие взрослые, но и его родители. Родители - это те люди, которые в первую очередь помогают ребенку познать себя и творить будущее. Это ответственно и прекрасно открывать мир культуры вместе с детьми.
Рождающийся ребенок, действительно, маленькое млекопитающее, которому еще предстоит стать представителем рода человеческого. Для этого он должен расстаться с плацентой и пуповиной, обеспечивающей его питанием и возможностью получать кислород.
Когда пуповина перерезана, легкие раскрылись, родившийся ребенок сделал свой первый вдох и издал свой первый крик - зов, представляя миру свой уникальный голос. Голос, исходящий из молчания его тела, позволяет и ему услышать самое себя. Голос малыша обозначил ему его место, говорящего человеческого существа, которое не сводится только к его телу.
«Голос, услышанный и произведенный, заставляет человека выйти из биологического тела, где ему назначено жить в пространстве и во времени и одновременно жить в языке. Голос в таком понимании расположен в промежутке биологического тела и тела языка, организующего наше социальное тело. Так что ни биологическое тело, ни языковое тело немыслимо без него, голоса, хотя он на самом деле не принадлежит ни тому, ни другому». Д. Васс.
Связь, устанавливаемая голосом между людьми, приходит на смену пуповинной кровной связи, и только благодаря голосу говорящий субъект постоянно связывается заново – с одной стороны, с частностью своего тела и своей крови, со своей историей, а с другой стороны – с универсальностью языка и говорящих субъектов, с человечеством.
Акт рождения языкового существа, является актом его прихода в мир, где новорожденного принимает семья, в которой он будет развивать свое физическое тело, чтобы осваивать окружающее его пространство, а также осваивать жизнь в родном языке, где он будет определять себя среди других людей и постигать создаваемую людьми всеобщую культуру.
Именно на семью ложится самая большая ответственность за создание необходимых условий для оптимального развития малыша. Это потом, появятся у семьи помощники в лице специалистов ДОО, школ и др. Но самое важное – встреча младенца с незнакомым миром – будет происходить в семье. В семье, в которой все ее члены в данный момент переживают, так же как и малыш, очень сильные чувства встречи с новой жизнью, новыми неизвестными ранее ситуациями. Ведь ждали, воображали, как все будет и… оказалось все не совсем так.
А как это важно, освободиться от ожиданий, и принять дарованное переплетением кровных уз неповторимое ваше дитя таким, какое оно есть! Без примеси оценочного взгляда (на кого больше похож, лысенький, а где же кудряшки…). Эти первые чувства, с которыми встречают новорожденного ребенка родные ему люди, младенец уже способен ощутить, и эти первые переживания новорожденного могут в дальнейшем поддержать его в принятии самого себя или же посеять сомнения в своей значимости. Ведь ребенок еще не знает кто он, и задача семьи помочь ему стать самим собой.
Но как? Конечно, каждая мама знает, как обеспечить уход за телом малыша, как заботиться о его первейших телесных потребностях, но с первым криком новорожденный возвестил о своей потребности в общении, языковом общении, несмотря на то, что так же, как не совершенно еще его тело, не совершенен и его речевой аппарат. А потребность в том, чтобы его понимали у новорожденного не меньшая, чем потребность в дыхании и питании.
А то, что голос младенца заявляет о его потребности в понимании, знает не каждая мама. Голос, который связывает человека с другим человеком, голос-зов новорожденного, в первую очередь, направлен к матери, роль которой, во введение появившегося на свет малыша в язык невозможно переоценить.
Родившись на свет, потеряв кровные узы с матерью, малыш стремится создать с ней языковую, символическую связь, позволяющую ему войти в общество людей и найти в нем свое уникальное место. Все девять месяцев своей жизни в утробе матери малыш готовился к тому, чтобы выйти на зов ее голоса, голоса своего отца и приобрести главное качество, присущее человеку – возможность жить в языке, постигая созданную человечеством культуру и творить ее самому.
Многие из нас придают первым голосовым звукам ребенка, особенно его крику, скорее значение выражения физического неблагополучия, чем за призыв к диалогу, слову, объяснившему малышу то, что ему важно понять.
Родившийся ребенок - не только объект ухода и заботы о его теле. Без внимания к его еще невербальным посланиям-ответам на наши действия, ребёнок становится скорее объектом непонятных ему насильственных манипуляций, т.к. направленные на него действия не предполагают ответа с его стороны.
Современная наука и практика тем временем показали, что новорожденный ребенок - личность, готовая к диалогу, понимающая вербальную речь взрослого, и отвечающая ему на своем дословесном языке. Настоящий диалог невозможен без слушания. Под слушанием мы понимаем двусторонний процесс, в случае с младенцами и детьми раннего возраста, мы понимаем возможность ребенком выразить себя и свой вопрос на дословесном языке, а взрослому быть готовым его услышать, не блокируя себя широко распространенным среди взрослых мнением, что ребенок (пока не говорит) ничего и не понимает.
Ф. Дольто настаивала на том, что все у не говорящего словами ребенка – язык. Мама говорит по телефону, а ребенок начинает нести ей игрушки, или отнимает телефон - отвлекись, поговори со мной; мама увлечена разговором с подругой – тогда ребенок может упасть, сильно ушибиться, чтобы она увидела его, пожалела, приласкала, прижала к себе, наконец, закончила разговор с подругой.
Введение ребенка в язык возможно лишь в том случае, когда в родившемся человеке с первой минуты его жизни видят говорящее существо, стремящееся к равноправному диалогу, даже когда он говорит с нами, взрослыми, на невербальном языке.
Когда речь идет о равноправном диалоге с младенцем, имеется в виду то, что самое важное в равноправном диалоге именно то, что взаимодействующие между собой люди всегда готовы доброжелательно выслушать собеседника и с полным уважением к нему отвечать на его речь, выраженную или вербально или, как это происходит с малышами, невербально. Ребенок ждет вербального ответа на его невербальную речь, т.е. нашей ответственности перед его желанием войти в общечеловеческий язык и общечеловеческую культуру, созданную людьми.
Ребенок – посланец будущего. Он знает то, что не знают о нем не только другие взрослые, но и его родители. Родители - это те люди, которые в первую очередь помогают ребенку познать себя и творить будущее. Это ответственно и прекрасно открывать мир культуры вместе с детьми.