16 февраля в «Зеленой дверце» прошла очередная Встреча «Мы и наши дети»
- «Рождение человека». На прошлой встрече мы уже говорили, что человеческая жизнь начинается не со дня рождения. Она берет свое начало гораздо раньше: в семейных историях любви матери и отца, в лоне их языка, который предшествует зачатию, а после зачатия жизнь продолжается, хотя еще и невидимая, но уже присутствующая в пространстве жизни семьи.
Отмечали, что, находясь еще в лоне матери, ребенок старается наладить контакт и с мамой, и с папой, приглашая их говорить о нем, а самому слушать их разговор. Так, еще не родившийся малыш, ищет общения, как представитель мира любви. Он ощущает потребность знать, что он не одинок. Когда он, в подтверждение своему ожиданию взаимодействия в любви, получает ответные чувства родителей, он приобретает базовую безопасность, уверенность в своем существовании.
Контакт с родителями, закладывающийся во время внутриутробного периода, позволяет ребенку лучше подготовиться к рождению. Вспомним слова Катрин Дольто: «малыши – гиганты любви!»
Акт рождения, который был темой нашей последней встречи – важнейшее событие в жизни человека и его родителей. Ведь это событие, которое происходит здесь и сейчас «укоренено в прошлое родителей и, безусловно, окажет свое воздействие на несколько будущих поколений» К. Дольто.
Обсуждение этой темы, действительно, было очень эмоциональным. Многие участники делились своим жизненным опытом и отмечали, что момент рождения ребенка не всегда воспринимается как слаженное взаимодействие ребенка и матери. Обсуждали, что для того, чтобы в момент родов мама и малыш могли взаимодействовать, чувствовать друг друга, большое значение имело то обстоятельство, был ли у мамы и папы, в той или иной степени контакт с ребенком до его рождения или нет; насколько мама привыкла разговаривать со своим ребенком, чувствовать его, а не только свое тело, что, безусловно, тоже очень важно.
Рождение - это самая важная встреча в жизни человека. Чтобы встречающие нового члена семьи человеческого сообщества могли отозваться со всем пониманием на происходящее событие, очень важно осознать, что испытывает, что переживает это еще крошечное существо в самый критический момент своей жизни. Переходя из одного состояния в другое, он испытывает сильнейшие ощущения и чувства. В своем закрытом мире он мог играть с пуповиной, чувствуя свою связь с матерью и базовую защищенность. При рождении, покидая водную среду, теплую, темную, где он свободно перемещался и мог следовать туда, где слышал голос матери и отца, самостоятельно инициируя свое движение к ним, и мама подхватывала это его стремление, новорожденный испытывает страх, потеряв те опоры связи с матерью, которые ему необходимы, чтобы, восстановить связь не только с матерью, но и между своим прошлым и настоящим. Опорами этой связи для ребенка, прежде всего, являются запах матери, ее голос, голос отца. Именно они, главным образом помогают восстановить новорожденному свою непрерывную идентичность. Издавая свой первый крик-зов, малыш впервые устанавливает свою голосовую связь с окружающим его миром, вместо телесной связи через пуповину только с матерью. Теперь он ясно слышит, и голос матери, и отца (теперь не редко отцы присутствуют на родах), а также и свой голос. Первый вздох позволяет ему «присоединиться через воздушную атмосферу к общей для всего человечества плаценте – воздушному дыханию» (Ф. Дольто).
Говоря о рождении человека, как субъекта речи, все участники обсуждения говорили и о том, насколько важен в этот момент для ребенка и его дальнейшего развития, как будет встречено это переживающее существо, теми, кто принимает его в «купель языка», по выражению Ж. Лакана. Чувствительность новорожденных особенно восприимчива к тому, что он слышит. Для него, как существа потенциально говорящего, человеческая речь - специфическое для него измерение, позволяет ему с самого рождения вступать в привилегированный способ общения с другим человеком, прежде всего с матерью.
Самые первые слова, которые слышит ребенок, вследствие их повторяемости, будут слова: «Это мальчик!», «Это девочка!», И слова, которые тотчас были сказаны присутствующими, и голоса родных, звук имени малыша, если родители его уже выбрали. «Это имя и это качественное обозначение, обозначение его пола, произносятся голосами, оживленными радостью или настороженностью, говорящими об удовлетворенности или неудовлетворенности окружения; и мы убеждаемся с каждым днем, насколько младенцы хранят «записанными», как на магнитофонной ленте, где-то в коре головного мозга эти первые означающие нарциссизирующей радости — уже — или настороженности, или даже горя или страха, что для них уже является денарциссизирующим». Это свидетельство Дольто еще раз обращает внимание, всех тех, кто воспитывает малышей и родителей и профессионалов, работающих с малышами, как важно осознавать и чувствовать как то, что мы говорим в присутствии даже новорожденного, оставляет след в его душе.
Появившемуся на свет малышу, как живому человеческому существу, в первую очередь необходима любовь. Любовь как воздух, о котором пел Высоцкий: «Я дышу, и значит — я люблю! Я люблю, и значит — я живу!» Любовь, которая содержит в своем многосложном понятии и принятие, и уважение и признание человека. Любовь – это радость общения, радость или печаль сопереживания. Любовь приносит счастье быть частью добра в этом мире, включает в умножение добра. Любовь - потребность в другом.
Любовь это тот воздух, которым дышит новорожденный в колыбели языка.
На протяжении наших встреч из цикла «Мы и наши дети» мы не раз обращались к этому многозначному и чрезвычайно важному для человека понятию. Хочу привести определение любви из Большой российской энциклопедии: «Важность и сложность явления Любви определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого». В настоящий момент известно, что то, как пережиты роды матерью в физиологическом плане, как была прожита супружеской парой отцом и матерью встреча с малышом, насколько ребенок почувствовал себя принятым в любви таким, какой он есть, зависит жизнеспособность ребенка. Эмоциональная составляющая состояния матери и отца вносят значительный вклад в жизнеспособность ребенка, как в сторону ее укрепления, так и в сторону ослабления.
И, конечно, мы говорили о том, как рождение ребенка изменяет структуру семьи. Дольто писала: «Мы, врачи — об этом нужно твердить все время! — призваны с момента рождения служить отношениям младенца с матерью, в чем бы они ни заключались. В тоже время младенец — это не только он сам (она сама), но и его мать, и отец, присутствующие или отсутствующие».
«Роды, которые кладут конец беременности, меняют пространство между матерью и ребенком, выделяя место третьего, место отца, а также любого члена семьи, кто населяет новую среду младенца. Малыш заставит свою мать обустроить ему его собственное место по отношению к ее супругу, однако в семье каждый должен будет пододвинуть себя. Эта «толкотня» имеет далеко идущие последствия, потому что она затронет всех остальных родственников и потомков. Нужно будет пересмотреть свое пространство с учётом пришедшего новичка». (М. Шейжер)
Именно, на этом этапе закладываются новые отношения мужа и жены, как отношения родителей друг с другом и каждого из них с ребенком. Важно чтобы ребенок выстраивал себя в триаде. Для ребенка и родителей важно быть вместе, т.е. втроем. Но для остальных членов семьи этот период также очень значимый, влияющий как на каждого члена в семьи в отдельности, так и на взаимоотношения в семье в целом.
Спасибо всем, кто участвовал в нашей встрече в «Зеленой дверце». А в первом месяце наступающей весны мы продолжим разговор о том, как новорожденный, перейдя в свой младенческий статус, будет продолжать свой путь становления человека общающегося.
Цитируемая литература.
К. Дольто «На путях рождения», Ижевск, 2003
Ф. Дольто «На стороне ребенка», СПб.,1997
М. Шейжер «Если бы младенцы могли говорить», Париж, 2009
- «Рождение человека». На прошлой встрече мы уже говорили, что человеческая жизнь начинается не со дня рождения. Она берет свое начало гораздо раньше: в семейных историях любви матери и отца, в лоне их языка, который предшествует зачатию, а после зачатия жизнь продолжается, хотя еще и невидимая, но уже присутствующая в пространстве жизни семьи.
Отмечали, что, находясь еще в лоне матери, ребенок старается наладить контакт и с мамой, и с папой, приглашая их говорить о нем, а самому слушать их разговор. Так, еще не родившийся малыш, ищет общения, как представитель мира любви. Он ощущает потребность знать, что он не одинок. Когда он, в подтверждение своему ожиданию взаимодействия в любви, получает ответные чувства родителей, он приобретает базовую безопасность, уверенность в своем существовании.
Контакт с родителями, закладывающийся во время внутриутробного периода, позволяет ребенку лучше подготовиться к рождению. Вспомним слова Катрин Дольто: «малыши – гиганты любви!»
Акт рождения, который был темой нашей последней встречи – важнейшее событие в жизни человека и его родителей. Ведь это событие, которое происходит здесь и сейчас «укоренено в прошлое родителей и, безусловно, окажет свое воздействие на несколько будущих поколений» К. Дольто.
Обсуждение этой темы, действительно, было очень эмоциональным. Многие участники делились своим жизненным опытом и отмечали, что момент рождения ребенка не всегда воспринимается как слаженное взаимодействие ребенка и матери. Обсуждали, что для того, чтобы в момент родов мама и малыш могли взаимодействовать, чувствовать друг друга, большое значение имело то обстоятельство, был ли у мамы и папы, в той или иной степени контакт с ребенком до его рождения или нет; насколько мама привыкла разговаривать со своим ребенком, чувствовать его, а не только свое тело, что, безусловно, тоже очень важно.
Рождение - это самая важная встреча в жизни человека. Чтобы встречающие нового члена семьи человеческого сообщества могли отозваться со всем пониманием на происходящее событие, очень важно осознать, что испытывает, что переживает это еще крошечное существо в самый критический момент своей жизни. Переходя из одного состояния в другое, он испытывает сильнейшие ощущения и чувства. В своем закрытом мире он мог играть с пуповиной, чувствуя свою связь с матерью и базовую защищенность. При рождении, покидая водную среду, теплую, темную, где он свободно перемещался и мог следовать туда, где слышал голос матери и отца, самостоятельно инициируя свое движение к ним, и мама подхватывала это его стремление, новорожденный испытывает страх, потеряв те опоры связи с матерью, которые ему необходимы, чтобы, восстановить связь не только с матерью, но и между своим прошлым и настоящим. Опорами этой связи для ребенка, прежде всего, являются запах матери, ее голос, голос отца. Именно они, главным образом помогают восстановить новорожденному свою непрерывную идентичность. Издавая свой первый крик-зов, малыш впервые устанавливает свою голосовую связь с окружающим его миром, вместо телесной связи через пуповину только с матерью. Теперь он ясно слышит, и голос матери, и отца (теперь не редко отцы присутствуют на родах), а также и свой голос. Первый вздох позволяет ему «присоединиться через воздушную атмосферу к общей для всего человечества плаценте – воздушному дыханию» (Ф. Дольто).
Говоря о рождении человека, как субъекта речи, все участники обсуждения говорили и о том, насколько важен в этот момент для ребенка и его дальнейшего развития, как будет встречено это переживающее существо, теми, кто принимает его в «купель языка», по выражению Ж. Лакана. Чувствительность новорожденных особенно восприимчива к тому, что он слышит. Для него, как существа потенциально говорящего, человеческая речь - специфическое для него измерение, позволяет ему с самого рождения вступать в привилегированный способ общения с другим человеком, прежде всего с матерью.
Самые первые слова, которые слышит ребенок, вследствие их повторяемости, будут слова: «Это мальчик!», «Это девочка!», И слова, которые тотчас были сказаны присутствующими, и голоса родных, звук имени малыша, если родители его уже выбрали. «Это имя и это качественное обозначение, обозначение его пола, произносятся голосами, оживленными радостью или настороженностью, говорящими об удовлетворенности или неудовлетворенности окружения; и мы убеждаемся с каждым днем, насколько младенцы хранят «записанными», как на магнитофонной ленте, где-то в коре головного мозга эти первые означающие нарциссизирующей радости — уже — или настороженности, или даже горя или страха, что для них уже является денарциссизирующим». Это свидетельство Дольто еще раз обращает внимание, всех тех, кто воспитывает малышей и родителей и профессионалов, работающих с малышами, как важно осознавать и чувствовать как то, что мы говорим в присутствии даже новорожденного, оставляет след в его душе.
Появившемуся на свет малышу, как живому человеческому существу, в первую очередь необходима любовь. Любовь как воздух, о котором пел Высоцкий: «Я дышу, и значит — я люблю! Я люблю, и значит — я живу!» Любовь, которая содержит в своем многосложном понятии и принятие, и уважение и признание человека. Любовь – это радость общения, радость или печаль сопереживания. Любовь приносит счастье быть частью добра в этом мире, включает в умножение добра. Любовь - потребность в другом.
Любовь это тот воздух, которым дышит новорожденный в колыбели языка.
На протяжении наших встреч из цикла «Мы и наши дети» мы не раз обращались к этому многозначному и чрезвычайно важному для человека понятию. Хочу привести определение любви из Большой российской энциклопедии: «Важность и сложность явления Любви определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого». В настоящий момент известно, что то, как пережиты роды матерью в физиологическом плане, как была прожита супружеской парой отцом и матерью встреча с малышом, насколько ребенок почувствовал себя принятым в любви таким, какой он есть, зависит жизнеспособность ребенка. Эмоциональная составляющая состояния матери и отца вносят значительный вклад в жизнеспособность ребенка, как в сторону ее укрепления, так и в сторону ослабления.
И, конечно, мы говорили о том, как рождение ребенка изменяет структуру семьи. Дольто писала: «Мы, врачи — об этом нужно твердить все время! — призваны с момента рождения служить отношениям младенца с матерью, в чем бы они ни заключались. В тоже время младенец — это не только он сам (она сама), но и его мать, и отец, присутствующие или отсутствующие».
«Роды, которые кладут конец беременности, меняют пространство между матерью и ребенком, выделяя место третьего, место отца, а также любого члена семьи, кто населяет новую среду младенца. Малыш заставит свою мать обустроить ему его собственное место по отношению к ее супругу, однако в семье каждый должен будет пододвинуть себя. Эта «толкотня» имеет далеко идущие последствия, потому что она затронет всех остальных родственников и потомков. Нужно будет пересмотреть свое пространство с учётом пришедшего новичка». (М. Шейжер)
Именно, на этом этапе закладываются новые отношения мужа и жены, как отношения родителей друг с другом и каждого из них с ребенком. Важно чтобы ребенок выстраивал себя в триаде. Для ребенка и родителей важно быть вместе, т.е. втроем. Но для остальных членов семьи этот период также очень значимый, влияющий как на каждого члена в семьи в отдельности, так и на взаимоотношения в семье в целом.
Спасибо всем, кто участвовал в нашей встрече в «Зеленой дверце». А в первом месяце наступающей весны мы продолжим разговор о том, как новорожденный, перейдя в свой младенческий статус, будет продолжать свой путь становления человека общающегося.
Цитируемая литература.
К. Дольто «На путях рождения», Ижевск, 2003
Ф. Дольто «На стороне ребенка», СПб.,1997
М. Шейжер «Если бы младенцы могли говорить», Париж, 2009

Слушаем, размышляем

Настя рассказывает

Алена в ЗД

Света К. в ЗД

Рады новым участникам

Ирина А. рассказывает