Самостоятельность. Смысл этого слова хорошо слышен: стоит сам. Близкое к этому понятию выражение – «встать на ноги». Часто уже про взрослых людей можно услышать: «Он до сих пор не встал на ноги». Так когда же люди должны быть самостоятельными, вставать на ноги? Может быть, именно тогда, когда ребенок реально встает на ноги? Ну, это уж слишком. Он же совсем младенец, а вы говорите, что это время для того, чтобы стать самостоятельным. Он еще не все может увидеть (поэтому мама тащит годовалого малыша от игрушки к игрушке), он не знает что ему надо, сколько ему надо съесть и т.д. Вот вырастет, тогда другое дело! “Вот вырастет”, – это заклинание почти всех родителей. Так когда же нужно становиться самостоятельным? Может быть, все-таки не позднее того, как встал на ноги? Ребенок может и должен делать все, что ему посильно, сколько времени от роду ему не было. далее
Вот мама кормит шестимесячного малыша, я прохожу мимо и слышу, как она тихонько говорит сыну: «Я буду давать тебе кашку, а ты открывай ротик, пока хочешь есть. А когда ты будешь сыт, уже не нужна тебе будет кашка, ты ротик открывать не будешь». И я видела, как мама спокойно ждала, пока малыш проглотит и откроет уже пустой ротик, готовый проглотить следующую ложку. И так спокойно и сосредоточенно малыш ел до тех пор, пока не отвернулся с закрытым ртом. «Ты закрыл ротик, значит, ты не хочешь больше кашки?» — спросила мама, пытаясь уточнить, действительно ли он не хочет есть. Малыш с закрытым ртом задвигался у нее на коленках, явно давая понять, что сыт, и мама спокойно сказала: «Хорошо, я поняла, ты уже не хочешь больше есть».
А ведь, действительно, именно ребенок лучше знает, сколько ему нужно съесть, насколько он сыт или голоден. Вы скажете, что бывают ситуации, когда у ребенка нарушен аппетит. Бывают, но это уже другая история, которая может благополучно разрешиться тоже, прежде всего тогда, когда ребенок сам не будет выключен из ее разрешения.
В размышлениях о том, почему мы все хотим, чтобы наши дети были самостоятельными (а самостоятельными вырастают далеко не все), возникла мысль, что нельзя стать самостоятельным ребенку там, где его жизнь воспринимается как полностью зависимая от нас. Казалась бы, незначительное событие. Мама проводила уборку и выбросила все, с ее точки зрения, старые, ненужные, поломанные игрушки. А двухлетний сын плакал и не мог успокоиться оттого, что у него теперь нет шарика, подаренного ему папой, ну и что ж, что порванного. И разве в шарике действительно дело? Дело в том, что он, сын, – никто, он не может распорядиться даже своими игрушками. Сегодня он плачет, а завтра?
К сожалению, очень часто в «Зеленой Дверце» мы встречаем мальчиков и девочек 3-х лет, послушно стоящих около своих мам или пап, причем некоторые даже и не спрашивают, можно ли поиграть. Они сидят с потухшим взглядом или с печальным лицом, похожим на маску, и слушают, как мама или папа читают им. Иногда держат в руке какую-нибудь игрушку, но равнодушно, просто держат. Иногда их мамы, подталкивая в спину, говорят: «Ну, пойди, поиграй». А в ответ слышат: «Не хочу».
Ф. Дольто прежде всего задумала Зеленый Дом для того, чтобы ребенок с самого зачатия был принят в сознании людей как равный, имеющий право на самостоятельные шаги там, где это касается его и где это ему по силам. И «Зеленая Дверца» открылась для того, чтобы мы могли открыть свои глаза, уши, увидеть и услышать ребенка таким, какой он есть и не делать его меньше, чем он является на самом деле. Как часто, если мама решается доверить своему малышу найти ту игрушку, которая ему нравится, отправиться туда, где ему сейчас интересно, рискнуть забраться туда, куда он еще не забирался (конечно, в ее присутствии и с ее доброжелательными советами, с верой в силы своего малыша), лицо ребенка начинает сиять так, что вознаграждает маму за все ее страхи, за ее мужество отпустить его в первое самостоятельное путешествие по миру. Удачи вам, мама и сын, мама и дочь! Ведь какими бы самостоятельными ни были ваши сын или дочь, они навсегда останутся вашими детьми. Но, дай Бог, чтобы ваши дети были еще и самостоятельными.
Вот мама кормит шестимесячного малыша, я прохожу мимо и слышу, как она тихонько говорит сыну: «Я буду давать тебе кашку, а ты открывай ротик, пока хочешь есть. А когда ты будешь сыт, уже не нужна тебе будет кашка, ты ротик открывать не будешь». И я видела, как мама спокойно ждала, пока малыш проглотит и откроет уже пустой ротик, готовый проглотить следующую ложку. И так спокойно и сосредоточенно малыш ел до тех пор, пока не отвернулся с закрытым ртом. «Ты закрыл ротик, значит, ты не хочешь больше кашки?» — спросила мама, пытаясь уточнить, действительно ли он не хочет есть. Малыш с закрытым ртом задвигался у нее на коленках, явно давая понять, что сыт, и мама спокойно сказала: «Хорошо, я поняла, ты уже не хочешь больше есть».
А ведь, действительно, именно ребенок лучше знает, сколько ему нужно съесть, насколько он сыт или голоден. Вы скажете, что бывают ситуации, когда у ребенка нарушен аппетит. Бывают, но это уже другая история, которая может благополучно разрешиться тоже, прежде всего тогда, когда ребенок сам не будет выключен из ее разрешения.
В размышлениях о том, почему мы все хотим, чтобы наши дети были самостоятельными (а самостоятельными вырастают далеко не все), возникла мысль, что нельзя стать самостоятельным ребенку там, где его жизнь воспринимается как полностью зависимая от нас. Казалась бы, незначительное событие. Мама проводила уборку и выбросила все, с ее точки зрения, старые, ненужные, поломанные игрушки. А двухлетний сын плакал и не мог успокоиться оттого, что у него теперь нет шарика, подаренного ему папой, ну и что ж, что порванного. И разве в шарике действительно дело? Дело в том, что он, сын, – никто, он не может распорядиться даже своими игрушками. Сегодня он плачет, а завтра?
К сожалению, очень часто в «Зеленой Дверце» мы встречаем мальчиков и девочек 3-х лет, послушно стоящих около своих мам или пап, причем некоторые даже и не спрашивают, можно ли поиграть. Они сидят с потухшим взглядом или с печальным лицом, похожим на маску, и слушают, как мама или папа читают им. Иногда держат в руке какую-нибудь игрушку, но равнодушно, просто держат. Иногда их мамы, подталкивая в спину, говорят: «Ну, пойди, поиграй». А в ответ слышат: «Не хочу».
Ф. Дольто прежде всего задумала Зеленый Дом для того, чтобы ребенок с самого зачатия был принят в сознании людей как равный, имеющий право на самостоятельные шаги там, где это касается его и где это ему по силам. И «Зеленая Дверца» открылась для того, чтобы мы могли открыть свои глаза, уши, увидеть и услышать ребенка таким, какой он есть и не делать его меньше, чем он является на самом деле. Как часто, если мама решается доверить своему малышу найти ту игрушку, которая ему нравится, отправиться туда, где ему сейчас интересно, рискнуть забраться туда, куда он еще не забирался (конечно, в ее присутствии и с ее доброжелательными советами, с верой в силы своего малыша), лицо ребенка начинает сиять так, что вознаграждает маму за все ее страхи, за ее мужество отпустить его в первое самостоятельное путешествие по миру. Удачи вам, мама и сын, мама и дочь! Ведь какими бы самостоятельными ни были ваши сын или дочь, они навсегда останутся вашими детьми. Но, дай Бог, чтобы ваши дети были еще и самостоятельными.