Зелёная Дверца - Статьи

Ребёнок рисует

Дорогие друзья!

Сегодня мы хотим рассказать вам о том, о чем рассказывали мало – о детском рисовании. А это очень важная деятельность ребёнка. О том, как рисование связано с развитием речи, со становлением детско-родительских отношений мы начнем разговор сегодня.

Интерес к рисованию появляется у детей очень рано. Они видят, как рисуют и пишут старшие дети и взрослые, и стараются им подражать. Требуют, чтобы им тоже дали бумагу, тетрадь, словом то, на чем пишут или рисуют старшие и, конечно, то, чем пишут: ручку, карандаш, фломастеры. Полуторагодовалый малыш уже может умело водить по бумаге толстым цветным карандашом или фломастером, держа его всем своим кулачком, свободной рукой придерживая бумагу, получая радость от того, что оставляет на бумаге разноцветные следы. Это могут быть черточки, кружки, закорючки. Еще до того, как ребёнок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы.
«Исследователи детского изобразительного творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь».
«Рисование связано с важнейшими психическими функциями ребенка – восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку упорядочить представления о мире. В рисовании используется опыт, приобретенный в любой другой деятельности» (Озерова, 2017).
Большое значение рисованию для развития ребенка придавала и Ф. Дольто. Ее не столько интересовало художественное будущее рисующих малышей, сколько связь рисования и развития речи, значение этой связи для становления личности ребенка.

Ф.Дольто прослеживала пути самовыражения малыша в рисунке от дословесной стадии развития речи к стадии развитой речи, когда ребёнок уже словами может сформулировать и ясно выразить то, что он чувствует. До этого рисование дает возможность детям выразить свое состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить радостное событие или избавиться от негативных эмоций. Таким образом, рисование позволяет ребёнку пройти путь от черты к предмету, от предмета к слову и смыслу.

Ф. Дольто отмечала, что рисунки детей необходимо не только видеть, но и «слышать». Дети часто не только изображают свое состояние, отношение к чему-либо, а задают своим рисунком вопросы, которые не могут выразить словами. Это могут быть и вопросы о том, что чувствует он, его близкие, особенно мать, вопросы, которые касаются ребёнка, но о которых с ним не говорят.
«Услышать» вопросы ребёнка, изображенные на рисунке, можно только тогда, когда родители готовы отнестись к рисунку сына или дочери как к посланию, требующему внимательного отношения, даже если поначалу это послание кажется непонятным или незначительным. Быть готовыми услышать в его рассказе о рисунке неожиданные ассоциации, расспросить, постараться понять, как связаны одни детали рисунка с другими, чтобы заданный вопрос был понят.

Такой разговор с мамой или папой позволяет ребенку услышать по-новому то, что он сам говорит. У ребёнка нередко имеется свой смысл, который в разговоре со взрослым может переосмысливаться и, тем самым, сын или дочь могут получить ответ на тревожащий их вопрос.

Так рисунок открывает путь к уважительному диалогу с ребенком, в свою очередь позволяющему преодолеть чувство беспомощности, тревоги, возникающие от невысказанного или плохо понятого.
Ф.Дольто придавала большое значение цветам, которые использует ребёнок в рисунке. Она всегда обращала внимание на то, какие цвета использует, рисуя, малыш, обращая внимание ребёнка на выбранные им цвета. Ведь выбор цвета также несет свой смысл для ребёнка.

Рисуя свободно, ребёнок отражает свою выстраивающуюся идентичность и субъективность, организует окружающий мир, познавая его.

Детский рисунок, «прочитанный» родителями вместе с ребёнком, становится связующим звеном между ними, новым пространством, в котором взрослые и дети идут навстречу друг к другу. Называя ребёнку формы и цвета, увиденные на рисунке, взрослый говорит, что с ним рядом есть человек, который всегда готов его услышать. Особенно важно быть услышанным, когда ребёнок страдает и может выразить свою боль только на молчащей бумаге.
Ф. Дольто подчеркивала, что детские рисунки могут быть главными помощниками в становлении и укреплении детско-родительских взаимоотношений, внося мир и радость в повседневную жизнь семьи. Ваш ребёнок рисует себя и окружающий мир. Читайте эту прекрасную книгу, написанную вашими детьми, и будьте счастливы!
Публикация подготовлена О.Г. Варпаховской.

Использованная литература.

1. М. Озерова О детском рисовании, 2017.
2. Ф. Дольто Бессознательный образ тела, Ижевск, 2006.