3 октября 2014г. в «Зеленой дверце» прошел Круглый стол
![](https://static.tildacdn.com/tild6161-3638-4638-b433-376332376466/092014100JPG1-640x48.jpg)
3 октября 2014г. в «Зеленой дверце» прошел Круглый стол «Зеленая дверца» в дошкольное образование: почему она нужна не только детям, родителям, но и обществу, и государству. Год спустя».
![](https://static.tildacdn.com/tild3636-3764-4830-b063-353939626430/092014165JPG-640x480.jpg)
Присутствовали педагоги, психологи, психотерапевты, родители – все, кого интересует образование детей не просто дошкольного возраста, а самых маленьких – детей раннего возраста. Заинтересованность в дискуссии на тему раннего детства проявил и, принявший участие в работе круглого стола, депутат московской городской думы А.Е. Клычков.
![](https://static.tildacdn.com/tild3530-3666-4363-b064-316233393930/0c2bd6a9edbb67a5bfe5.jpg)
Собравшиеся говорили, что озвученное мнение московского руководства о том, что дети раннего возраста нуждаются только в том, чтобы за ними присматривали и ухаживали, вызывает необходимость осмыслить, что же все-таки нужно детям младенческого и раннего возраста.
Спор о раннем развитии идет давно: оно нужно или нет. Только необходимо прояснить предмет спора. Если речь идет о том, что нужно ускорять развитие детей раннего возраста методами, отработанными для более старших детей, то, конечно, нет. Нужно ли относиться к детям раннего возраста только как к объектам ухода и присмотра – тоже нет. К такому выводу пришли все обсуждавшие эту тему специалисты.
Спор о раннем развитии идет давно: оно нужно или нет. Только необходимо прояснить предмет спора. Если речь идет о том, что нужно ускорять развитие детей раннего возраста методами, отработанными для более старших детей, то, конечно, нет. Нужно ли относиться к детям раннего возраста только как к объектам ухода и присмотра – тоже нет. К такому выводу пришли все обсуждавшие эту тему специалисты.
![](https://static.tildacdn.com/tild6331-6166-4166-b862-316464306538/092014156JPG-640x480.jpg)
Так что же нужно, чтобы этот критический период человеческого развития, его фундамент был полноценно пройден нашими детьми? Ведь оттого, чем наполним мы жизнь наших малышей будут зависеть и их дальнейшее образование в дошкольных учреждения и школах, их умение выстроить отношения и с родителями, и со сверстниками, как пройдет их подростковый период , да и в целом, как они будут относиться к жизни и окружающим их людям.
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-3030-4365-b665-353032343266/092014160JPG-640x480.jpg)
Опыт работы «Зеленой дверцы» в течение 19 лет показал, что специфика младенческого и раннего возраста такова, что познания малышом мира происходит иначе, чем у детей после 3-х лет. Развитие ребенка раннего возраста происходит не путем поглощения порции знаний, приготовленной кем-то из взрослых, ставящих во главу угла интеллектуальное развитие. В раннем возрасте в первую очередь ребенок познает себя, свое место в семье, свое место среди других людей, пространство вокруг себя. Он учится контактировать с другими людьми: сначала в присутствие тех, кому он доверяет, затем расширяя пространство социальных контактов. Все это пища для развития и интеллекта, и эмоциональной сферы ребенка. На этом этапе развития для малыша необходима спонтанная игра, которая развивает воображение, так необходимое для развитие творческой личности. Определенные социальные ограничения, вводимые принимающими детей и родителей специалистами Зеленой дверцы, всегда готовыми прийти на помощь и ребенку и его родителям, позволяют малышу начать выстраивать безопасную картину мира, которая в дальнейшем будет пополняться необходимыми знаниями о мире людей и вещей, а родителям иметь возможность обсудить волнующие их темы.
Именно взаимодействуя, в присутствии матери, с другими детьми и взрослыми, ребенок развивает доверие к себе и учится доверять другим, приобретает возможность слушать и слышать другого, что позволит ему в дальнейшем делать и собственные открытия, и принимать готовое знание. Принять знание, которое ребенок готов получить, и уметь повторить то, что от ребенка хотят услышать – это не одно и то же. Меняется и отношение родителей к своему ребенку, к окружающим их детям. Они начинают видеть и в своем ребенке, и в ребенке, находящимся рядом с ним, равного, стремящегося к полноценному диалогу человека, что и становится основой самоуважения и уважения к другим.
![DSC01329JPG](https://static.tildacdn.com/tild3830-3035-4034-a330-326165313633/DSC01329JPG-640x428.jpg)
В заключении присутствующие приняли решение использовать все способы донесения важности создания такой формы социокультурного пространства для детей от 0 до 3-х лет и их родителей, которое позволяло бы создать необходимые условия развития детей раннего возраста. Такая форма, по модели центров ранней социализации Ф.Дольто Зеленый дом, была успешно опробирована Зеленой дверцей. Будет ли это в сфере образовательной системы, или социальной защиты – это не столь существенно. Главное, что такие комплексные центры (клубы) для детей младенческого и раннего возраста и их родителей были бы местом первого знакомства ребенка с окружающим его миром, местом профилактики отклонений в физическом, психическом и социальном здоровье детей, профилактики семейного неблагополучия, местом доброжелательной культуры отношений людей, предупреждением агрессии и насилия в обществе. Такие центры (клубы) нужны не только для тех детей, которые не ходят в ясли или ясельные группы, но и для поддержки тех детей и их родителей, которые начали ходить в ясли, но нуждаются в смягчении адаптации к нахождению в том или ином учреждении без родителей. Для этого они должны быть открыты и в выходные дни.