Зелёная Дверца - Новости

«Мы и наши дети». Встреча в Зеленой дверце 13 апреля 2025г.

Дорогие друзья «Зеленой дверцы»!

Прошло ровно полгода с того дня, когда 13.10.2024 года мы собрались на свою первую встречу, посвященную развитию ребенка во взаимоотношениях с взрослыми. Мы собирались все вместе каждый месяц, чтобы поговорить о том, как мы растим своих детей, прежде всего, в семье, передавая эту эстафету из поколения в поколение.

Мы говорили о том, что прежде, чем стать матерью и отцом, будущие родители готовят себя к своей родительской роли в своей кровной семье, даже не осознавая того, что открывают для себя, через свою первую спонтанную игру, структуру семьи, свое место в ней, место мамы и папы, братьев и сестер. Свой детский опыт, выросшие малыши, брали в свою взрослую жизнь, опирались на него при строительстве своей новой семьи.

Именно в раннем детстве, растущий в семье человекучится любви, принятию, уважению, самостоятельности и ответственности. Ведь именно эти человеческие качества, в первую очередь, позволяют всем нам строить крепкую семью, колыбель новой жизни, условия непрерывности человеческого рода. Точнее, продолжениедвух родов, их встречу, переплетение, позволяющее рождаться новому и сохранять корни обеих семей.

Когда мы задумывали этот цикл, собирая вас, наших друзей и единомышленников, мы старались создать сообщество, где бы мы могли встречаться и делиться опытом и знаниями, чтобы нас было больше, тех, кто знает, что необходимо не только говорить о детях, но и говорить с ними, даже когда сами дети еще не говорят. И это мы делали и делаем в часы приема детей и родителей в «Зеленой дверце». Но мы убеждены, что определенное время в пространстве «Зеленой дверцы» важно уделять и возможности нам, взрослым, говорить и о себе, тех, кто воспитывает своих детей, и тех, кто по профессии всегда рядом с детьми и родителями. Нашмноголетний опыт работы подсказал нам, что такой широкий и открытый обмен знаниями и практическим опытом позволит всем нам лучше понимать себя и детей, слышать друг друга, поддерживая уважительный конструктивный диалог.

Каждую встречу, мы говорили о любви, основе основ, ведущей нас всех своим неведомым путем к созданию целительных безопасных, доверительных взаимоотношений, необходимыхдля здоровья и благополучия, как детей, так и взрослых.

На наших встречах мы говорили о том, что жизнь ребенка начинается еще до его появления на свет. Его потребность стать равноправным членом семейной общности проявляется до рождения. Уже в первых тактильных и одновременно эмоциональных контактах малыша, находящегося в лоне матери, закладывается базовая безопасность растущего человека по отношению к миру, его доверие к нему. Ведь уже на этом этапе малыш способен воспринимать вербальную речь и матери, и отца, Как пройдут роды, во многом будет зависеть от того, как сложились эти первые контакты ребенка с мамой и папой.

Родам мы посвятили отдельную встречу. Роды – критический момент перехода ребенка к самостоятельному дыханию, обретению голоса, вступлению в воздушную среду, где малыш обретет возможность реализовать свои специфически человеческие черты. И, прежде всего, с перерезанием пуповины ребенок обретет свою телесную отдельность. Теперь он отделен от матери, но ему предстоит еще трудный год младенчества, чтобы и малыш, и мама прошли путь к первому самостоятельному шагу ребенка, его первому слову, важнейшим новообразованиям младенчества. И это становится возможным,как отмечал Выготский, благодаря специфически человеческой потребности ребенка к общению.

Человек родился, он приобрел уникальную человеческую возможность быть отдельным и одновременно взаимосвязанным, как биологической родовой связью, так и символическими культурными связями человека говорящего, общающегося.

Отдельная встреча была посвящена тому колоссальному труду, который затрачивает семья в первый год жизни младенца, когда закладывается это человеческое единение телесного и символического. За этот год малышу необходимо и освоить недостающие телесные возможности (буквально встать на ноги, выпрямить спину),и войти в мир символического, стать субъектом собственного слова, равноправным членом человеческого сообщества.

Последняя встреча цикла была посвящена раннему детству, не менее важному этапу развития ребенка. Мы говорили о том, что же приобретает к дошкольному возрасту малыш,бережно сопровождаемый любящей семьей, компетентными специалистами детства,и что нам известно об этом возрасте, учитывая наши знания и опыт.

Ранний возраст, это когда малыш встал на ноги и оправился в самостоятельное путешествие в окружающий мир. Это и радость для всей семьи, и проблема для мамы: не случилось бы чего. Ведь теперь малышиспытывает все, что его окружает на движение. И здесь, как писала Дольто, многое зависит от того, как мама решает эту проблему - ограничивая свободу ребенка или, наоборот, побуждая его расширять свои возможности первооткрывателя в его перемещениях. Участники встречи делились своим личным опытом, соотнося его с утверждением Дольто,что «если мать решается предоставить ребенку свободу перемещения, то она расширяет возможности общения с ним, которые становятся источником речи, удовольствия, ошибок и радости».

Вспоминали и слова Ф. Дольто о том, что начавший ходить ребенок вступает в ту стадию развития, где его задачей является овладение двигательностью, и где ему нужно учитывать поведенческие реакции других живых существ, животных, взрослых и детей. Часто заботливые мамы, сосредоточенные на безопасности своего малыша становятся его глазами и руками и упускают возможность поддержать ребенком словом. Сейчас, когда его передвижение уже не обеспечивает взрослый, поддержка материнскими словами особенно необходима для автономизации ребенка. Именно слова несут ему знания об окружающем его мире, «частью которого является он сам, и который с каждым днем он все больше узнает». Ф. Дольто

Эти объяснительные слова позволяют ребенку внимательно рассмотреть незнакомое пространство, осваиваемое им каждый день без лишнего страха. Он может его освоить благодаря словесному знанию, дающему ему возможность брать новые высоты в развитии.

Отныне говорящийсубъект сам готов взять жизнь в свои руки, он не нуждается в том, чтобы за его телом, там, где это доступно, ухаживал другой человек, даже мать. Появляется автономность, завязанная на движении. Субъект вступает в период "я сам", который важно поддерживать. Тут важно, чтобы родители были готовы к этому периоду и верили в возможности ребенка.

Таким образом, к трем годам растущий человек приобретает основные представления, которые закладывают его картину мира. Он выделяет себя среди других людей, Я сам. Он готов самостоятельно принимать пищу, одеваться и участвовать в других посильных для него житейских семейных событиях. Он способен оказывать посильную помощь и другим людям: родителям, братьям, сестрам, друзьям по песочнице. Он может позаботиться о том, чтобы не наносить вреда ни себе, ни окружающим людям. Он перестает быть беспомощным и опасным для других детей, как предполагают некоторые родители.Ребенок приобретает эти необходимые в жизни качества, благодаря родителям, создавшим для своего ребенка базовое доверие к миру, людям, установив со своим ребенком еще во внутриутробном периоде возможность вхождения в вербальную речь, структурирующую как психику, так и во многом и тело. Теперь, вступающему в дошкольное детство человеку, есть с чем идти дальше в познании себя и окружающего мира.

Конечно, еще о очень многом мы не успели поговорить. Ведь таинство появления ребенка и его постижение нашего сложнейшего мира остается таинством, и мы и наши дети, и дети детей наших будут с любовью и ответственностью перед Ее величеством Жизнью постигать и постигать ее тайны. А пока, расставаясь, постоянные участники Встреч в «Зеленой дверце» выразили желание продолжить такие встречи и в следующем сезоне. Пусть звучит в «Зеленой дверце не только гул детских голосов, но и всех тех, кто их любит и о них заботится!
Пусть будет так!

Использованная литература: Ф. Дольто «На стороне ребенка»; Н.И.Скрыльникова, 2022 https://www.b17.ru/article/dolto_pregenital_personality_theory/?ysclid=m9n9fqg8h6901604005
Мероприятия Новости