Дорогие друзья «Зеленой дверцы»!
Приближается наша вторая Встреча из цикла ежемесячных Встреч «Мы и наши дети: шаг за шагом, от истоков зарождения новой жизни к взрослению, познанию окружающего мира через язык и культуру».
Мы были рады встрече с теми, кто пришел в «Зеленую дверцу» 13 октября. Это была встреча заинтересованных во взаимопонимании людей, и родителей, и специалистов, и студентов, которые пришли со своим личным и профессиональным опытом. А диапазон этого опыта огромен. От тех, кто вырос единственным ребенком в семье и дожил до правнуков, воспитывающихся в многодетной семье. От тех, кто рос с одной мамой, до тех, кто рос с 11 братьями и сестрами. Среди нас и те, кто пережили нелегкий опыт борьбы за здоровье своего ребенка с рождения и те, кто,воспитывая своих детей в полной многодетной семье, служит поддержкой семьям, которые борются за здоровьемалышей и не только, страдающих серьезными недугами.
Если первая встреча была посвящена знакомству друг с другом, с кругом вопросов, которые были присланы, с диалогом, как инструментом, позволяющим услышать друг друга и открыть для себя новые грани обсуждаемых вопросов, то вторую встречу решили посвятить «Зарождению семьи».
Имея такой большой опыт, мы захотели поговорить о зарождении семьи. Действительно, когда зарождается семья? Когда в ЗАГС пошли влюбленные или раньше? Если раньше, то когда? Когда девочка впервые взяла в руки куклу? Или когда четырехлетний мальчик уверенно объявил своей подружке по детскому саду, что он женится на ней и у них будет 12 детей, и он обязательно будет катать ее на машине? И еще вспомнилось, как у нас в «Зеленой дверце» был такой эпизод: девочка трех лет играет в домике с куклой, что-то нашептывает ей, а дальше, оглядевшись в поисках своей мамы, уверенно сообщает ей: «Моя дочка кушать хочет» и передает куклу маме.
Посмотрела, что в Википедии пишут о семье. «Семья́ — социальный институт, являющийся базовой ячейкой общества, характеризующийся следующими признаками:
Вроде все так. А где же любовь, желание иметь семью? Может быть, зарождение семьи начинается со встречи с Любовью, «растворенной в воздухе до срока», как писал В. Высоцкий, справедливо заметив, что надо пройти долгий путь испытаний разлуками, расстояниями, бессонными ночами «прежде чем узнать, что «я люблю» — то же, что «дышу» или «живу».
Можем ли мы сказать, что зарождение семьи начинается с первого вздоха новорожденного? Уже первый его крик - зов матери, первого другого человека, того без которого невозможна его жизнь и развитие. Сказать «Я люблю тебя» — значит открыться, признаться в том, что мы нуждаемся в другом, и надеяться на ответ.
Я люблю тебя, я нуждаюсь в тебе, говорит неговорящий словами малыш, сталкивая приглянувшегося ему малыша, чуть постарше себя, с машинки, и примащиваясь на нее сам. Хочу мишку, кричит на весь магазин двухлетний крепыш, смущая свою растерянную маму, которая, по ее виду, не может сейчас позволить себе дорогую покупку. И ей невдомек, что сын кричит не об игрушке, а о том, не забыла ли мама о нем, отдавая свое внимание незнакомым людям, покупкам. Малыш своим криком желает, как можно скорее, услышать, что мама любит его, он хочет быть уверенным в ее любви, в ее признании его любящим.
Вдыхаемая с рождения любовь вначале помогает малышам построить себя. Идентификация с другим человеком помогает ему конституировать себя как личность. Без другого «Я» ребенка не может состояться.
Любовьтоже диалог, тот самый диалог, который подразумевает слышание другого, приводящее нас к новому, в том числе к новорожденной семье, новорожденным родителям, и, как прекрасно сказал другой поэт, К. Ваншенкин, к «вершине любви, к великому чуду – детям».**
Если продолжать говорить о любви, то мне вспоминаются слова прекрасного педагога В.А. Сухомлинского, что «воспитывать ребенка может только мудрая человеческая любовь. Но «нет какой-то специальной науки любви — есть наука человечности. Человек — это самое удивительное, самое сложное, самое красивое и самое непостижимое из всего, что окружает нас. Познавать мир и вместе с тем облагораживать самого себя — это, прежде всего, познавать самое удивительное из чудес — Человека».
Сухомлинский подчеркивал, что для будущих родителей самое главное это «постичь культуру взаимоотношений в семье и, прежде всего, культуру человеческих желаний». «Ведь что такое умение жить в браке — человеческое умение любить, уважать друг друга, чувствовать человека рядом с собой? Это, прежде всего, умение руководить, управлять своими желаниями, умение поступаться частью своих желаний во имя блага семьи, родителей, детей, умение ограничивать свои желания. В мире, который дает простор для расцвета человеческих желаний, счастлив лишь тот, кто умеет быть властелином своих желаний, — запомните это, дорогие отцы и матери, и учите этому своих детей», напутствовал Сухомлинский своих учеников.
Сухомлинский считал, что «человеческая любовь — это союз души и тела, разума и идеала, счастья и долга. «Я сразу вижу ребенка, у которого родители глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У такого ребенка мир и покой на душе, стойкое душевное здоровье, вера в слово воспитателя, чуткость к тонким средствам влияния на человеческую душу — доброму слову и красоте. Проверь себя, юноша, загляни в свою душу: способен ли ты любить людей, отдавать им свои душевные силы? Без этой способности вся родительская педагогика превратится в звук пустой».
Мне кажется важным,чтобы не пробежали глаза по этим строчкам В.А. Сухомлинского. Эти мудрые слова великого педагога о любви к возлюбленным, к жене, детям, матери, отцу неотъемлемы не толькоот любви к людям, но и к небу, воробью, к миру, в котором мы живем, Эти слова сливаются с поэтическими строчками В. Высоцкого и К. Ваншенкина. Вся наша жизнь – ее сердцебиение и дыхание в каждом человеке порождаетлюбовь и стремление создать семейный очаг, чтобы не прерывалась цепочка любви предшествующих и будущих поколений.
А какие мысли возникают у вас, когда вы думаете о зарождении семьи? О чем важно для вас поговорить на эту тему?
Мы ждем 17 ноябряв 11.00 новой встречи с вами в пространстве «Зеленой дверцы». Обязательно регистрируйтесь и участники первой встречи и желающие присоединиться к нам на встречу «Зарождение семьи» .
Ссылка на регистрацию:https://regionalnaya-obshch-event.timepad.ru/event/3103160/
_________________________________________
*В. Высоцкий «Баллада о любви».
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь —
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было — сорок сороков…
И чудаки — ещё такие есть! —
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.
Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что «я люблю» —
То же, что «дышу» или «живу».
И вдоволь будет странствий и скитаний:
Страна Любви — великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Всё строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…
Но вспять безумцев не поворотить —
Они уже согласны заплатить:
Любой ценой — и жизнью бы рискнули, —
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,
Потому что если не любил —
Значит и не жил, и не дышал!
Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься — сколько ни зови,
Им счёт ведут молва и пустословье,
Но этот счёт замешен на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви…
Их голосам всегда сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрёстках мирозданья.
Я поля влюблённым постелю —
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!
** К. Ваншенкин «Я люблю тебя жизнь»
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало.
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала.
Мне немало дано:
Ширь земли и равнина морская.
Мне известна давно
Бескорыстная дружба мужская.
В звоне каждого дня
Как я счастлив, что нет мне покоя -
Есть любовь у меня,
Жизнь, ты знаешь, что это такое.
Как поют соловьи,
Полумрак, поцелуй на рассвете
И вершина любви -
Это чудо великое - дети!
Вновь мы с ними пройдем
Детство, юность, вокзалы, причалы,
Будут внуки... Потом
Все опять повторится сначала.
О теме любви можно прочитать и в нашей публикации о Сухомлинском https://vk.com/public43642450?w=wall-43642450_208 , а так же в публикации «О любви, или чему учат дети взрослых в «Зеленой дверце». https://vk.com/public43642450?w=wall-43642450_203 .
А так же рекомендуем книгу Я. Корчака «Как любить ребенка» https://azbyka.ru/deti/kak-lyubit-rebenka-yanush-korchak
При подготовке текста использованы материалы: В. Шустилов «Лакан и дискурс желания». В. Мазин «Парадоксы желания у Лакана».
Приближается наша вторая Встреча из цикла ежемесячных Встреч «Мы и наши дети: шаг за шагом, от истоков зарождения новой жизни к взрослению, познанию окружающего мира через язык и культуру».
Мы были рады встрече с теми, кто пришел в «Зеленую дверцу» 13 октября. Это была встреча заинтересованных во взаимопонимании людей, и родителей, и специалистов, и студентов, которые пришли со своим личным и профессиональным опытом. А диапазон этого опыта огромен. От тех, кто вырос единственным ребенком в семье и дожил до правнуков, воспитывающихся в многодетной семье. От тех, кто рос с одной мамой, до тех, кто рос с 11 братьями и сестрами. Среди нас и те, кто пережили нелегкий опыт борьбы за здоровье своего ребенка с рождения и те, кто,воспитывая своих детей в полной многодетной семье, служит поддержкой семьям, которые борются за здоровьемалышей и не только, страдающих серьезными недугами.
Если первая встреча была посвящена знакомству друг с другом, с кругом вопросов, которые были присланы, с диалогом, как инструментом, позволяющим услышать друг друга и открыть для себя новые грани обсуждаемых вопросов, то вторую встречу решили посвятить «Зарождению семьи».
Имея такой большой опыт, мы захотели поговорить о зарождении семьи. Действительно, когда зарождается семья? Когда в ЗАГС пошли влюбленные или раньше? Если раньше, то когда? Когда девочка впервые взяла в руки куклу? Или когда четырехлетний мальчик уверенно объявил своей подружке по детскому саду, что он женится на ней и у них будет 12 детей, и он обязательно будет катать ее на машине? И еще вспомнилось, как у нас в «Зеленой дверце» был такой эпизод: девочка трех лет играет в домике с куклой, что-то нашептывает ей, а дальше, оглядевшись в поисках своей мамы, уверенно сообщает ей: «Моя дочка кушать хочет» и передает куклу маме.
Посмотрела, что в Википедии пишут о семье. «Семья́ — социальный институт, являющийся базовой ячейкой общества, характеризующийся следующими признаками:
- добровольность вступления в брак;
- общность быта у членов семьи;
- вступление в брачные отношения;
- стремление к рождению детей, их социализации и воспитанию».
Вроде все так. А где же любовь, желание иметь семью? Может быть, зарождение семьи начинается со встречи с Любовью, «растворенной в воздухе до срока», как писал В. Высоцкий, справедливо заметив, что надо пройти долгий путь испытаний разлуками, расстояниями, бессонными ночами «прежде чем узнать, что «я люблю» — то же, что «дышу» или «живу».
Можем ли мы сказать, что зарождение семьи начинается с первого вздоха новорожденного? Уже первый его крик - зов матери, первого другого человека, того без которого невозможна его жизнь и развитие. Сказать «Я люблю тебя» — значит открыться, признаться в том, что мы нуждаемся в другом, и надеяться на ответ.
Я люблю тебя, я нуждаюсь в тебе, говорит неговорящий словами малыш, сталкивая приглянувшегося ему малыша, чуть постарше себя, с машинки, и примащиваясь на нее сам. Хочу мишку, кричит на весь магазин двухлетний крепыш, смущая свою растерянную маму, которая, по ее виду, не может сейчас позволить себе дорогую покупку. И ей невдомек, что сын кричит не об игрушке, а о том, не забыла ли мама о нем, отдавая свое внимание незнакомым людям, покупкам. Малыш своим криком желает, как можно скорее, услышать, что мама любит его, он хочет быть уверенным в ее любви, в ее признании его любящим.
Вдыхаемая с рождения любовь вначале помогает малышам построить себя. Идентификация с другим человеком помогает ему конституировать себя как личность. Без другого «Я» ребенка не может состояться.
Любовьтоже диалог, тот самый диалог, который подразумевает слышание другого, приводящее нас к новому, в том числе к новорожденной семье, новорожденным родителям, и, как прекрасно сказал другой поэт, К. Ваншенкин, к «вершине любви, к великому чуду – детям».**
Если продолжать говорить о любви, то мне вспоминаются слова прекрасного педагога В.А. Сухомлинского, что «воспитывать ребенка может только мудрая человеческая любовь. Но «нет какой-то специальной науки любви — есть наука человечности. Человек — это самое удивительное, самое сложное, самое красивое и самое непостижимое из всего, что окружает нас. Познавать мир и вместе с тем облагораживать самого себя — это, прежде всего, познавать самое удивительное из чудес — Человека».
Сухомлинский подчеркивал, что для будущих родителей самое главное это «постичь культуру взаимоотношений в семье и, прежде всего, культуру человеческих желаний». «Ведь что такое умение жить в браке — человеческое умение любить, уважать друг друга, чувствовать человека рядом с собой? Это, прежде всего, умение руководить, управлять своими желаниями, умение поступаться частью своих желаний во имя блага семьи, родителей, детей, умение ограничивать свои желания. В мире, который дает простор для расцвета человеческих желаний, счастлив лишь тот, кто умеет быть властелином своих желаний, — запомните это, дорогие отцы и матери, и учите этому своих детей», напутствовал Сухомлинский своих учеников.
Сухомлинский считал, что «человеческая любовь — это союз души и тела, разума и идеала, счастья и долга. «Я сразу вижу ребенка, у которого родители глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У такого ребенка мир и покой на душе, стойкое душевное здоровье, вера в слово воспитателя, чуткость к тонким средствам влияния на человеческую душу — доброму слову и красоте. Проверь себя, юноша, загляни в свою душу: способен ли ты любить людей, отдавать им свои душевные силы? Без этой способности вся родительская педагогика превратится в звук пустой».
Мне кажется важным,чтобы не пробежали глаза по этим строчкам В.А. Сухомлинского. Эти мудрые слова великого педагога о любви к возлюбленным, к жене, детям, матери, отцу неотъемлемы не толькоот любви к людям, но и к небу, воробью, к миру, в котором мы живем, Эти слова сливаются с поэтическими строчками В. Высоцкого и К. Ваншенкина. Вся наша жизнь – ее сердцебиение и дыхание в каждом человеке порождаетлюбовь и стремление создать семейный очаг, чтобы не прерывалась цепочка любви предшествующих и будущих поколений.
А какие мысли возникают у вас, когда вы думаете о зарождении семьи? О чем важно для вас поговорить на эту тему?
Мы ждем 17 ноябряв 11.00 новой встречи с вами в пространстве «Зеленой дверцы». Обязательно регистрируйтесь и участники первой встречи и желающие присоединиться к нам на встречу «Зарождение семьи» .
Ссылка на регистрацию:https://regionalnaya-obshch-event.timepad.ru/event/3103160/
_________________________________________
*В. Высоцкий «Баллада о любви».
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь —
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было — сорок сороков…
И чудаки — ещё такие есть! —
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.
Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что «я люблю» —
То же, что «дышу» или «живу».
И вдоволь будет странствий и скитаний:
Страна Любви — великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Всё строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…
Но вспять безумцев не поворотить —
Они уже согласны заплатить:
Любой ценой — и жизнью бы рискнули, —
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,
Потому что если не любил —
Значит и не жил, и не дышал!
Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься — сколько ни зови,
Им счёт ведут молва и пустословье,
Но этот счёт замешен на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви…
Их голосам всегда сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрёстках мирозданья.
Я поля влюблённым постелю —
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!
** К. Ваншенкин «Я люблю тебя жизнь»
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало.
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала.
Мне немало дано:
Ширь земли и равнина морская.
Мне известна давно
Бескорыстная дружба мужская.
В звоне каждого дня
Как я счастлив, что нет мне покоя -
Есть любовь у меня,
Жизнь, ты знаешь, что это такое.
Как поют соловьи,
Полумрак, поцелуй на рассвете
И вершина любви -
Это чудо великое - дети!
Вновь мы с ними пройдем
Детство, юность, вокзалы, причалы,
Будут внуки... Потом
Все опять повторится сначала.
О теме любви можно прочитать и в нашей публикации о Сухомлинском https://vk.com/public43642450?w=wall-43642450_208 , а так же в публикации «О любви, или чему учат дети взрослых в «Зеленой дверце». https://vk.com/public43642450?w=wall-43642450_203 .
А так же рекомендуем книгу Я. Корчака «Как любить ребенка» https://azbyka.ru/deti/kak-lyubit-rebenka-yanush-korchak
При подготовке текста использованы материалы: В. Шустилов «Лакан и дискурс желания». В. Мазин «Парадоксы желания у Лакана».