Вот и подходит к концу февраль, последний месяц зимы. Невольно вспоминаются стихи Ф. Тютчева, знакомые со школьного детства
Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.
(1830)
Еще не наступила весна, она только зарождается в лоне зимы, но встреча уходящей зимы с наступающей весной произошла 15 февраля. Сретенье. Уходит зима, встретившись с весною, уходит Симеон, встретившись с младенцем Христом. Жизнь природы и человека едины.
А вот Окуджава:
«Еще он не сшит, твой наряд подвенечный, и хор в нашу честь не споет… А время торопит — возница беспечный, — и просятся кони в полет. Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга, не смолк бубенец под дугой… Две вечных подруги — любовь и разлука — не ходят одна без другой. Мы сами раскрыли ворота, мы сами счастливую тройку впрягли, и вот уже что-то сияет пред нами, но что-то погасло вдали. Святая наука — расслышать друг друга сквозь ветер, на все времена… Две странницы вечных — любовь и разлука — поделятся с нами сполна. Чем дальше живем мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса. Ах, только б не смолк под дугой колокольчик, глаза бы глядели в глаза. То берег — то море, то солнце — то вьюга, то ангелы — то воронье… Две вечных дороги — любовь и разлука — проходят сквозь сердце мое».
(1982)
«Две вечных подруги — любовь и разлука — не ходят одна без другой». И эти две вечные странницы, поет Булат Окуджава, поделятся с нами сполна. Это закон жизни: «То берег — то море, то солнце — то вьюга, то ангелы — то воронье… Две вечных подруги — любовь и разлука — проходят сквозь сердце мое».
Через всю нашу жизнь проходят встречи и разлуки. Они доставляют и радость, и боль. Они создают нас тем, как мы переживаем эту радость и эту боль, и что оставляем в нашем сердце. А для этого, действительно, необходимо освоить святую науку - «расслышать друг друга сквозь ветер, на все времена…»
В этой сказке тоже встретились Жемчужница и Песчинка. Как всякая сказка, как всякое произведение искусства, она по-разному отозвалась в сердцах читателей. И это самое важное, что мы, уникальные, разные смыслы находим для себя и можем поделиться с другим, увидевшим что-то такое, что не увидел я сам.
Комментарии наших читателей позволили задуматься над темой встреч в нашей жизни.
Жемчужница и Песчинка встретились не по своей воле. Хотя не могли не встретиться. Они обе жили на дне моря. Каждый сам по себе. Жемчужница была очень довольна своей жизнью: «ее гладила тёплая и чистая вода, периной Жемчужнице служил жёлтый песок», в котором она любила покувыркаться».
Но когда во время шторма в Жемчужницу попала Песчинка, Жемчужница разгневалась на непрошенную колючую гостью. Песчинке тоже было не спокойно в этом новом доме. Песчинка и жемчужница постоянно ссорились, и это продолжалось довольно долго: Песчинка по-прежнему оставалась колючей и по-прежнему ранила Жемчужницу.
«Во время одного особенно сильного шторма уставшая Жемчужница неожиданно запела: «Я просто Жемчужница, я не так уж много чего могу. Кажется, всё, что я могу - я могу петь песню. Мою колыбельную песню". И это изменило все.
Мало того, что раздор прекратился, но с каждой песней Песчинка покрывалась перламутром. Песня за песней, слой за слоем.
Заканчивается сказка словами: «Сокровища появляются в мире не тогда, когда Жемчужница пытается противостоять колючей Песчинке. А тогда, когда Жемчужница поёт свою колыбельную песню».
Я задумалась: «Почему колыбельная песня Жемчужницы возымела такой чудодейственный эффект?»
В комментариях к этой публикации наши читатели написали:
«И песня обрела своё звучание только в момент принятия невозможности влияния на шторм и песчинку...»
Да, Жемчужница, запела от того, что поняла, что ссора и ругань, когда каждый слышит только себя, не помогают.
А почему помогла колыбельная песня? А тут вспоминается еще одна история, рассказанная на этой нашей страничке в публикации «Праздники и будни». (https://vk.com/@-43642450-nemnogo-o-prazdnikah-i-budnyah) Там мы писали, что колыбельная песня побуждает человека к общению, ее звуки - приглашение услышать того, кто с нами ими говорит.
Я думаю, что, даже неожиданно для себя, Жемчужница открыла, что когда она перестала обвинять Песчинку, а Песчинка услышала песню, обращенную к ней, не только успокоились Жемчужница и Песчинка, но даже «шторм, словно прислушиваясь к колыбельной песне, тоже стал стихать».
И прав был Булат Окуджава, когда пел, что каждому человеку необходимо освоить святую науку - «расслышать друг друга сквозь ветер, на все времена…»
И еще я думаю над словами другого комментария к сказке о Жемчужнице. «Обязательно ли для появления жемчуга в жемчужнице и сокровищ мира должна быть затравка колющей песчинки? Но ведь на то и жемчужница, что песни умеет слагать необходимые!»
И думается мне, что не только для появления жемчуга в жемчужнице и других сокровищ мира, но и для всего, что делает человек, обязательно должен быть рядом кто-то другой, кому ты можешь спеть колыбельную песню, а он услышит ее и откликнется всей душой и сердцем. А вы что думаете, друзья Зеленой дверцы? Будем ждать ваши комментарии.