Но чтобы обрести свое Я, родиться человеком, малыш должен отказаться от почти полного слияния с матерью, а мать – помочь ему отказаться от слияния с ней.
«Человек может сказать “Я” потому, что в тот самый момент, когда он дышит общим воздухом, двигается и развивается среди других людей, он желает такого общения и такого отношения с другими людьми, которое изменяет его, когда он взаимодействует с ними. Ребенок, как и любой человек, существует только в отношениях, выражаемых в языке, в отношениях с теми, кого он знает, которые его любят»,
«социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в младенчестве и раннем возрасте. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным», а не наоборот.
«Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей. Думается, идеалом здесь должна служить мудрая заповедь народной педагогики: ребенку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот».