«Как подготовить будущих родителей? Когда следует начинать их просвещение? И следует ли это делать?»
Дорогие друзья «Зеленой дверцы»! Участники наших Встреч «Мы и наши дети»!
Мы благодарим вас за внимание к теме детства и родительства. Участники второй встречи уже прислали нам много важных интересных вопросов. С одним из них я хотела бы вас познакомить, потому что этот вопрос, собственно три связанных вопроса, от одного из участников, позволил мне задуматься над тем, над чем я никогда не задумывалась в том ключе, в каком эти вопросы заданы.
Итак: «Как подготовить будущих родителей? Когда следует начинать их просвещение? И следует ли это делать?» Если бы первые два вопроса не следовали один за другим, а мне задали бы первый вопрос как отдельный, самостоятельный, то у меня не возникло бы никаких затруднений. Понятно, что у задающего вопрос человека существует потребность узнать о том, с чем он может столкнуться, когда он станет родителем. Ведь действительно, самые волнующие дни, недели, месяцы родительства – это первое время появления ребенка в семье. И даже у тех родителей, которые вооружены широко известными знаниями о заботе и уходе за новорожденным, очень много появляется вопросов. Всё в первый раз, даже взять ребенка на руки, не просто. Но самое трудное - это то, что происходящее после рождения плохо или совсем не увязывается с тем, как родители все это представляли себе до его рождения. Ведь ребенок никогда не сможет подстроить себя под того или под ту, какими их видели родители в своих мечтах.
Вот об этом, наверное, я и стала бы говорить, отвечая на вопрос, как подготовить будущих родителей к встрече с ребенком. Говорила бы о ребенке, о закономерностях его развития. И это, действительно важно, больше знать об особенностях развития ребенка, особенно младенческого и раннего возраста, о дословесном этапе развития речи малыша, целостном развитии его тела и психики, роли речи в этом процессе.
Но следом за первым вопросом идет новый вопрос: «Когда следует начинать их (родителей) просвещение?» Вот тут-то я и остановилась. Отвечая на первый вопрос, я думала только о том, как поделиться с мамой новейшими знаниями о ребенке. Я совсем не думала о том, что, наверное, следовало бы поговорить не только, как растить и воспитывать ребенка, а и о том, готова ли к рождению ребенка их семья, т.е. то гнездо, в котором будет открывать ожидаемое ими дитя себя и окружающий мир. Ведь родители это не только мама и папа, но и, может быть в первую очередь, пара, создающая свою новую семью, то физическое и символическое, культурное пространство бытия новой жизни.
В 80-е годы ушедшего ХХ столетия, в советских школах для старшеклассников был введен предмет: «Этика и психология семейной жизни». Видимо, была такая потребность в обществе. Но этот эксперимент оказался безуспешным. Может быть потому, что предполагалось по программе, что ученики получат от учителя необходимые универсальные знания для всех, а не добудут их в свободном обсуждении своего опыта? А разве у школьников есть опыт семейной жизни? Нет же у них никакого своего опыта! А вот об этом-то я и задумалась. Как это нет? А разве не в семью, какого бы типа она не была эта семья, они все родились? Разве не первое, что познает ребенок – это себя в семье. В семье, данной человеку, чтобы понять, что люди на земле живут во взаимодействии друг с другом, в заботе друг о друге и доверии. И в языке, чтобы взаимодействие происходило во взаимопонимании.
Вот и видим мы в спонтанных играх детей, приходящих в «Зеленую дверцу», то, как мальчик в укромном уголке, подальше от суеты и шума, рассаживает перед собой маленьких куколок на маленькие стульчики вокруг такого же маленького стола: и маму, и бабушку, других членов семьи, в зависимости от своих размышлений, в которые он углубился, то, как девочка, укладывает, так же сосредоточенно, кукольных членов семьи по кроваткам. Может быть и правда, не нужно никаких специальных школ для будущих родителей? Может быть и правда, что родительская семья это и есть их школа для того, чтобы быть готовыми принять следующее поколение?
Может быть, неплохо было бы, чтобы были пространства, подобные «Зеленой дверце», куда могли бы приходить родители со своими детьми и иметь возможность увидеть, как дети с рождения задают нам свои вопросы, которые мы не слышим и поэтому не говорим с ними о том, о чем они хотят знать в первую очередь. А в первую очередь они хотят знать, как устроена семья, капелька большого общего мира, в котором им предстоит жить и продолжать непрерывную эстафету родительства от поколения к поколению. И тогда возможно строящие свою семью-гнездо молодые родители будут готовы строить свое общее гнездо из переплетения ценностей двух родов, в котором будет уверенно расти представитель нового поколения, опираясь на крепкие корни.
Я думаю, что 17-ого мы продолжим разговор и на эту тему, и на другие не менее важные темы, связанные с тем, что для нас значит «Зарождение семьи» и насколько эта тема поможет нам лучше понять себя как родителей, возникающие проблемы семьи, в которой формируется ребенок. А там где речь идет о детях, не избежать разговора о Любви и Счастье.